Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Рейнхардт стал желанным гостем в аристократических салонах, на премьерах и празднествах. Молодые актеры мечтали попасть в его труппу. Спектакли сопровождались постоянными аншлагами. Осенью 1905 года, заплатив внушительную сумму, Рейнхардт становится директором Немецкого театра и сразу же реконструирует его по последнему слову техники. А в 1906 году поднял занавес другой его новый театр — «Камерный», рассчитанный на 300 зрителей. Уже архитектурное решение пространства объединяло сцену и зрительный зал: они переходили друг в друга, сцена была поднята над зрительным залом всего на одну ступеньку. У зрителей создавалось впечатление, что они присутствуют в одной комнате с персонажами. Камерный театр открылся 8 ноября «Привидениями» Ибсена. Роль Освальда была доверена молодому Александру Моисеи. Профессор ждал от него «изнутри мерцающей трагедии». Огромное художественное мастерство режиссера и актеров было подчинено задаче создания угнетающей атмосферы дома Альвингов. Декорации норвежского художника Мунка — тусклые, бесцветные обои, серое дождливое небо за окном — еще больше сгущали ее... Премьеры следовали одна за другой. Сцена Камерного театра отдавалась главным образом современной психологической драме. Вслед за «Привидениями» появились «Гедда Габлер» Ибсена и «Пробуждение весны» Ведекинда, «Праздник мира» Гауптмана, «Аглавенна и Селизет-та» Метерлинка. Профессор пристально и глубоко исследовал современную жизнь, конфликты эпохи, отраженные в произведениях лучших драматургов времени. В Немецком театре Рейнхардт ставит Гёте, Шиллера и Клейста, Мольера и русских авторов («Живой труп» Л. Толстого, «Ревизор» Н. Гоголя). Постоянно в репертуаре этого театра Шекспир: «Венецианский купец», «Король Генрих IV», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Зимняя сказка» и другие пьесы. Рейнхардт тщательно работал над текстом, исторической точностью декораций и костюмов. В его классических спектаклях всегда ощущалась личность постановщика, жил дух фантазии, при этом произведение прошлого обнаруживало в себе проблемы современности. В 1907 году Рейнхардт отказывается от Нового театра, в его введении остаются Немецкий и Камерный театры. Он придавал большое значение работе с актером. Из театра Рейн-Хардта вышло целое поколение великих актеров и актрис, многие из которых достигли мировой славы, снимаясь в кино, — Александр Мо-)*сси, Эмиль Яннингс, Пауль Вегенер, Вернер Краусс, Тилла Дюрье, Элизабет Бергнер и многие другие. 46 47 Томас Манн вспоминал: «Рейнхардт-режиссер не навязывал актерам ничего, что было бы чуждо их физическому и духовному складу, не подавлял индивидуальность, а, наоборот, любовно и проникновенно брал от каждого нечто ему одному свойственное, для него одного характерное и выявлял дарование во всей его силе, полнокровное™, блеске». |