Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
44 45 В конце речи Рейнхардт заявил, что ему нужны три театра: камерный — для интимно-психологических постановок и современных авторов, большой — для классики и еще фестивальный театр — для великого искусства всех эпох. «Манифест» Рейнхардта, определивший путь режиссера на много десятилетий вперед, поражает своим размахом и смелостью. Но главное, его слова не разошлись с делом. В 1902 году он возглавил группу актеров, покинувших Немецкий театр, и основал Малый театр. 12 ноября состоялась премьера скандальной пьесы Оскара Уайльда «Саломея». Сцену оформляли модные художники-экспрессионисты Л. Коринта и М. Крузе. Свет, цвет и музыка в этом спектакле были не менее важны, чем слово. На следующий день Берлин узнал об успехе молодого режиссера. «Словно кошмарный, лихорадочный бред, — писал известный критик Зигфрид Якобсон, — проносилась перед глазами эта баллада, тлея сотнями кровавых оттенков, оставляя впечатление ужасного сновидения». Уже через два месяца, 23 января 1903 года, состоялась премьера спектакля «Ночлежка» по пьесе Горького «На дне». Разработка общих принципов спектакля принадлежала Рейнхардту, но ставил его Валлентин. Действие спектакля разворачивалось в темном подвале, производившем, по описанию критики, впечатление преисподней. Здесь страдали все — и те, кто оказался «на дне» жизни, и Костылевы, содержатели ночлежного дома. Главным героем был Лука в исполнении Рей-нхардта. Успех спектакля был настолько велик, что пришлось снять второе помещение — Новый театр — для других спектаклей: в Малом шла только «Ночлежка». К концу года спектакль прошел пятьсот раз — такое число постановок выдерживали лишь оперетты. В Новом театре Рейнхардт начал работать над классикой, воскрешая к новой жизни «Медею» Еврипида, «Минну фон Барнхельм» Лес-синга, «Коварство и любовь» Шиллера. В 1904 году Рейнхардт впервые обратился к Шекспиру, поставив «Виндзорских проказниц», а 31 января 1905 года состоялась премьера «Сна в летнюю ночь». В этой шекспировской пьесе постановщик увидел повод для театральной игры, легкого и изящного представления. Действие развивалось в интермедиях и пантомимах, а актеры выходили к публике, нарушая линию рампы. Световые трюки, хитрости инженерии, достижения модельеров и парфюмерии (декорации опрыскивались хвойной водой) — все это служило некоей великолепной театральной грезы. «Сон в летнюю ночь» за один вечер сделал директора Нового театра первым режиссером Германии. Его именуют Профессором. «Этот гениальный режиссер — а после вчерашнего вечера его можно назвать именно так — воссоздал перед нашим взором духовную родину этой пьесы», — писали газеты. |