Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Любимым автором Рейнхардта остается Шекспир — он поставил двадцать две пьесы драматурга, причем к отдельным произведениям («Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Гамлет») обращался несколько раз, показывая разные, существенно отличающиеся друг от друга сценические варианты. Рейнхардт нередко назначал на одну роль разных исполнителей. Так, в «Короле Лире» (1908) главную роль играли Альберт Бассерман и Рудольф Шильдкраут. Столь необычным образом Рейнхардт полнее раскрывал образ шекспировского героя, выделяя основные его ипостаси: Лир — поруганный король и Лир — отверженный отец. В 1909 году Профессор обратился к величайшей трагедии Шекспира — «Гамлету». Прибыв в Мюнхен, Рейнхардт начал работу над спектаклем с переоборудования сцены. Часть пола между узкой игровой площадкой и задней стеной была опущена. В провале установили фонари, и дым, клубящийся в их лучах, образовал некую таинственную пелену, из которой появлялись действующие лица трагедии. Через две недели состоялась премьера «Гамлета», и главный успех выпал на долю «мистического пространства, рождающего трагедию». Весь спектакль был проникнут таинственной, жуткой атмосферой; в страшном замке творились темные, преступные дела. В 1910 году Рейнхардт делает еще один вариант трагедии. Он накрыл оркестровую яму и три ряда партера помостом, углубив тем самым сценическое пространство, и замкнул заднюю сцену высоким сферическим куполом с вмонтированными в него лампочками. Сцена превратилась в гигантское окно, распахнутое в бесстрастную и холодную бездну. Возник образ мироздания, с которым сопоставлялся человек. Рейнхардт поставил два совершенно разных спектакля, отталкиваясь от личностей исполнителей главной роли. В 1909 и 1913 годах Гамлета играл Александр Моисеи, в спектакле 1910 года — Альберт Бассерман. Гамлет Моисеи предстал изысканно хрупким, нервным, терзаемым сомнениями. Месть для него была слишком тяжелой ношей. Бассерман создавал образ воина, упорно отыскивающего правду, дабы совершить правосудие. Сильный и волевой, белокурый Гамлет Бассермана ощущал свое духовное превосходство над толпой придворных. Спектакль заканчивался торжественным апофеозом, в котором друзья окружали лежащего на щите погибшего Гамлета и под звуки во- енного марша высоко поднимали его. Этот финал трагедии стал классическим и впоследствии часто заимствовался. Весной 1910 год Профессор ставит пантомиму Ф. Фрекси «Суму-руна» по сказке «Тысяча и одна ночь». В спектакле сочетались пластическая выразительность и танцевальные, декоративные и музыкальные элементы. Впервые в истории западноевропейской сцены Рейнхардт использовал прием японского театра кабуки — «дорогу цветов», узкий помост, проходящий через весь зал. |