Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
150 - Хорошая картина, -
сказал после просмотра Бобков. -Глубокая. Ничего антисоветского в ней нет. Вполне возможно, что
это Бобков порекомендовал картину Андропову. Во всяком случае, просмотр
происходил до Каннского фестиваля, и, наверное, это мнение помогло Ермашу
решиться послать картину в Канн. Успех на фестивале был ему очень важен - на
карту, как я понимаю, была поставлена его партийная биография. Канн для меня тоже
был очень важен. Я уже рассказывал про разговор с Копполой, тот готов был
поделить «Золотую пальмовую ветвь» со мной. Он-то уже знал, что ее получает;
доверительно сообщил мне в Сан-Франциско, что за полгода до фестиваля ему это
гарантировали. - Если привезете
«Апокалипсис сегодня», получите «Золотую пальмовую ветвь». Это к разговору об
объективности любого кинофестиваля. Жюри разделилось.
Говорили, что нельзя делить «Золотую пальмовую ветвь» между Россией и
Америкой, надо дать европейской картине. В итоге разделили ее Коппола и
«Жестяной барабан» Шлендорфа. Франсуаза Саган, в тот год президент жюри,
заявила, что уйдет из жюри и устроит пресс-конференцию, если «Сибириада»
останется без «Золотой пальмовой ветви». Чтобы как-то успокоить ее, а возможно,
и кого-то еще, спешно придумали Гран-при спесиаль. Такого до «Сибириады» не
было. Были «Золотая пальмовая ветвь» и «Серебряная». Я, конечно, считал, что
заслуживаю «Золотой», как, наверное, думал бы на моем месте любой художник, и
был очень зол, что не получил ее. Тем более этот разговор с Копполой! После
него я был уверен, что золото наше. Дважды я пролетел со своей самоуверенностью
- с «Первым учителем» в Венеции и с «Сибириадой» в Канне. Полагать, что
фестивали - реальный показатель художественного качества фильма, заблуждение.
Можно ли быть объективным по отношению к искусству, если его 151 оценка всегда
вкусовая. Кому-то из членов жюри нравится одна картина, кому-то другая, у
одного - одно понимание мира, у другого - другое, каждый преследует какие-то
свои цели, подыгрывает своей стране или какому-то дорогому для него
режиссеру... Я не раз был в жюри.
И на Московском фестивале, где сделал все, чтобы Первый приз не получил фильм
Кулиша о Циолковском, и на Берлинском, где выбивал для Шепитько премию за
«Восхождение». А Фассбиндер там же в Берлине проталкивал какую-то картину
студии Довженко, на мой взгляд, ужасающую. - Но это же очень
плохой вкус, - возражал я. - Именно поэтому она
мне нравится, - он был большой любитель кича. Вспомнилась забавная
история: во время Берлинского фестиваля я часто ходил загорать на крышу отеля,
там был большой спортивный клуб с бассейном. Оказавшись там в первый раз, я не
поверил глазам: все - голые. Немцы вообще очень свободно относятся к
обнаженному телу: голыми были все - мужчины, женщины, дети. Ходили, переступая
друг через друга, пили пиво. |