Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Недавно по радио я
услышал интервью одного кинорежиссера. - Я не люблю
Кончаловского, - сказал он, и пояснил: -Кончаловский всю жизнь прожил
счастливо, в достатке, и вообще мы с ним люди, так сказать, разных взглядов. Мне подумалось, что в
этом высказывании человека, с которым за всю жизнь мы двумя словами не
обменялись, как в капле, отразилась суть неприязни ко мне у русско-советской
интеллигенции. В первой книге я уже писал, что, будь я алкоголик, нищий, сын
диссидента, к моим картинам относились бы много лучше. Да, все-таки я слишком
благополучный человек, чтобы коллеги считали меня заслуживающим внимания
художником. Поменял ли бы я свою судьбу, мечты, радости, надежды, восторги,
разочарования на успех и признание своего творчества у тех, кто меня не любит?
Нет, не думаю. Конечно, обидно наталкиваться на предвзятость. Но несчастным
из-за этого не буду. Как говорится, себе дороже... А зрители приняли
«Сибириаду» очень хорошо. Помню, как мы возили ее в Томск, где снимались многие
сцены. Просмотр происходил во Дворце спорта, в зале на пятнадцать тысяч
зрителей, пять часов подряд с коротким перерывом. Никогда не мог представить,
что пятнадцатитысячный зал может в такой напряженной тишине следить 149 за экраном. Слышно
было, как у кого-то упал номерок, когда Спиридон убивал Кольку Устюжанина.
Мертвая тишина. Волнующие мгновенья... Интересно, вы не
знаете, почему все-таки кому-то счастливое и благополучное детство прощается
(скажем, лорду Спенсеру), а кому-то - ни за что и никогда? ГРАН-ПРИ СПЕСИАЛЬ
Ермаш очень нервничал
после этой картины. Она ему нравилась. Как и прочим марксистам, человеческое
ему не было чуждо. Помню, как он расхаживал по кабинету взад-вперед,
взад-вперед... Наконец, сказал: - Ну, ладно. Засылаю. Подразумевалось, что
он отправляет «Сибириаду» на дачи членов Политбюро. Реакция последовала недели
через две. Кисло-сладкая. Косыгину картина не понравилась -я узнал это от
Ермаша. - Мы не позволим
Кончаловскому, - сказал Косыгин, -учить нас, как развивать индустрию и строить
социализм. В виду имелась тема
строительства гидростанции, которая должна была затопить пол-Сибири, а с ней и
деревню, ту самую, откуда родом все наши герои. Накат на картину был серьезный,
но кому-то из Политбюро картина все же понравилась. Не помню, кому именно. Не
исключаю, что Андропову. Помню, Сизов позвал смотреть картину Бобкова, генерала
КГБ, заместителя Андропова, начальника идеологического отдела его ведомства. Я
тоже был позван на этот просмотр и увидел человека, надзиравшего за всей
интеллигенцией и диссидентами: сидел забавный, совсем не страшный, грузный
мужчина, в сползших носках и генеральских черных полуботинках с резиночками. Я
смотрел на них и думал: какая магическая власть у хозяина этих стоптанных
башмаков! В зале были только мы трое. Сизову было очень важно, что Бобков
скажет. |