Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
По ходу работы мы все
дальше уходили от собственно тюменской нефти. Тема расширялась, вбирала историю
всей Сибири, всей страны. Вместе с работой над
сценарием, а потом и над фильмом мы выходили на иной пласт размышлений - о
человеке и среде, породившей его. Нефть, как и все прочее, на что направлены
усилия производства, не самоцель. Она лишь средство сделать жизнь на земле
лучше. Еще не было
Чернобыля, но результаты неграмотной политики уже давали свои кошмарные плоды.
Катастрофа Арала, катастрофа Севана... Решая одну задачу, сегодня жизненно
необходимую, человек создавал себе десять других, расхлебывать которые
предстоит в будущем веке. 144 Именно тогда я открыл
для себя работы Александра Чижевского, ученого, десятилетия проведшего в
ссылке, не публиковавшегося, не переиздававшегося. Он писал о неразрывности
связи человека и космоса, о «земном эхе солнечных бурь», о взаимосвязанности
существования человека, его психологии с породившим его миром... Размышляя о главном
герое фильма - Алексее, мы пришли к тому, что не сумеем его понять, если не
проследим, как он исторически формировался. Да, он не помнит своего родства,
но почему не помнит? Одно стало цепляться
за другое. Чтобы понять, каков рабочий 70-х, надо понять, кто его родители,
отец и мать, их архетип. Наш герой родился примерно в 45-м году, значит, его
мать должна была родиться в 20-м. Стали думать о людях 20-х. Какие они, каково
время, их воспитавшее. Энтузиазм, классовая борьба в деревне... Очень типичны
были судьбы энтузиастов, потом за свой же энтузиазм и пострадавших - либо от
классового врага, либо от государства. Стали думать дальше, пришли к тому, что
надо понять и характер энтузиаста: откуда он возрос, какие у него корни? Что
связало его с революцией? Стали копать, кто
кинул зерна революции, кто занес в Россию этот вирус. На то, чтобы дойти до
этих, в сущности, очень простых вещей, ушло пять месяцев. К этому времени стало
ясно, что картина будет об истории века. Еще пару месяцев потребовалось, чтобы
понять, что вся эта история должна умещаться в одной деревне. Сменяется
поколение за поколением, люди приходят в деревню и из нее уходят, или даже
убегают, или остаются там навсегда - в земле. Стало ясно, что сценарий должен
состоять из новелл. Только после этого, спустя полгода, мы поняли, что можно
садиться писать. Все предшествующее время заняли поиски магического кристалла,
сквозь который можно увидеть радугу. Замысел начинает сиять, когда понимаешь,
что нашел форму, воплощающую замысел во всей его полноте. Я доволен этой
картиной, хотя, на мой сегодняшний 145 вкус, она
медлительна, могла бы быть на час короче. Сейчас я многое бы делал иначе, но
картиной этой горжусь потому хотя бы, что снять длинную картину сложнее, чем
три коротких. Три коротких моста построить проще, чем один с длиной пролета,
равной этим трем. Нужны иного качества материалы, чтобы выдержать такие нагрузки,
нигде не потерять зрительское внимание. |