Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
С этой точки зрения
конструкция вещи, ее архитектоника, ее саморазвитие, спады и подъемы динамики
требуют самого серьезного драматургического расчета. Мне дороги в картине
образные рифмы, именно здесь они стали для меня своеобразным методологическим
ходом, организующим материал. Скажем, кусок цепи из острога - два звена.
Мальчик получает их от беглого каторжника Родиона, они переходят по наследству
от одного персонажа к другому, от одного поколения к другому. Или Вечный дед,
никогда не умирающий персонаж, появляющийся на экране всякий раз, когда
возникает ощущение метафизики мира. Или звезда, на которую Афанасий рубит
дорогу. Дорога на земле, звезда на небе, падают со стоном деревья, звезда
задает дороге направление и приводит ее на Чертову гриву, в непролазную топь,
к дьяволу. Дорога, которая должна была увести из этой деревни к жизни, приводит
в самую смерть. Образ звезды как
персонажа возник из пастернаковского стихотворения («Из щели дуло...») - о волхвах,
пришедших к младенцу Христу. Они склонились над колыбелью, и вдруг кто-то их
отодвинул. Обернулись - с порога смотрела Звезда рождества. Звезда как
действующее лицо - у Пастернака и у нас. Точно так же
рифмуются и убегания из села - герои жаждут вырваться отсюда. Но убегание
ведет к смерти. Те, кто покинул село, погибают. Село в «Сибириаде» - архетип
всей жизни. Вырывание из села, насильственное или добровольное, есть вымывание
из жизни, прямой путь к смерти. Картина имеет симфоническую многоплановость и
объем. 146 Совсем не просто было
все это придумать. Не сразу при-думалось решение эпизода убийства Кольки
Устюжанина, непонятно откуда появившиеся в избе цыплята - предвестие того, что
Спиридон где-то рядом. Очень трудно было создать иррациональное ощущение страха
в эпизодах Черной гривы - никогда до этого не снимал страшных вещей. Я уже говорил о
финале, празднике сквозь слезы, этом подарке от Феллини. Леван - человек
самоотверженный. Не забуду его на съемке нефтяного пожара, в черном клеенчатом
плаще, с фанерным листом, повязанным над головой. Всякое могло случиться,
взрывалась и заваливалась нефтяная вышка, летели в разные стороны здоровенные
болты и гайки, текла горящая нефть. Съемку готовили как военную операцию.
Ошибиться не имели права - второй вышки нам никто бы никогда уже не дал. Азарт
съемки был такой, что немудрено было забыть в раже о собственной
безопасности... Лева человек цельный,
ясный, преданный. Когда тяжело заболела его мама (это случилось уже под конец
«Сибириады»), он не поверил врачам, уехал к ней в Тбилиси, по своему разумению
ее лечил, выхаживал, кормил, изобретя какую-то специальную методу, и несколько
лет жизни для нее отвоевал. Вот такой человек!
Благодарен судьбе, что свела меня с ним. |