Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Хотелось добиться
ощущения полета почти над самой землей. Словно бы ты мчишься на мотоцикле,
голову пригнул к стелющейся вокруг траве и полевые цветы бьют тебе в нос. Для съемки сцены
«Смерть героя» мы заказали семь сто-киловаттных лихтвагенов. - Семь? Не может
такого быть! - сказали на студии. - Нет, нужно семь.
Меньше не уложимся, - сказали мы. - Даже на «Войне и
мире» такого не было. Мы снимали огромные ночные сцены города, ночные декорации
-столько не требовалось. Семь - это все лихтвагены, какие есть на «Мосфильме». 142 Нам их все-таки дали,
но из производственного отдела послали представителя, видимо, проверить, не
обманываем ли. И когда он увидел, что все диги стоят на мостках через рельсы,
все светят в объектив и ни один - на актера, то чуть с ума не сошел. Понять,
зачем они, да еще столько, было ему не под силу. В первый раз у меня
получилось то, что я задумывал: эстетику первой части разрушить эстетикой
второй. Во второй части изображение утрачивало цвет, теряло перепад яркостей,
становилось серо-серым (не черно-белым), служебным, невыразительным, как и сама
жизнь героя -жизнь без любви... Лева доказал, что
неразрешимых задач для него нет. Конечно, немало значило и то, что художником
на картине был Леня Перцев, с которым я тоже работал впервые. Пааташвили - один из
той плеяды замечательных советских операторов, которая умела работать вопреки
любым обстоятельствам. Из тех, кто все время экспериментирует, делает какие-то
свои личные поливы, предварительные засветки, лишь ему понятные и ведомые
примочки, мелкие приспособления собственного изобретения. На «Кодаке» кто
хочешь снимет - а попробуй сними на «Совко-лоре»! Для этого нужно многое -
опыт, культура, талант, профессия. Все приемы, которые мы
здесь придумали, у нас очень скоро разворовали, я их потом видел во многих
картинах. И слава Богу! Так и должно быть. Но следующую картину мы уже снимали
по-другому. Потому что уже была другая тема и другой материал... Когда я поступал во
ВГИК, не сомневался, что знаю о режиссерской профессии все. Когда начал снимать
«Первого учителя», уже думал, что знаю почти все. Снимая «Историю Аси
Клячиной», пришел к пониманию, что знаю далеко не все. С каждой новой картиной
мир кинематографа все более раздвигался и становился все более проблемным.
Жизни не хватит, чтобы дойти до дна. 143 «СИБИРИАДА»
Летом 1974 года меня
вызвал к себе Ермаш и предложил поставить фильм к съезду партии - о нефтяниках
Сибири. Я в тот момент уже
собрался делать «Вишневый сад» с Джиной Лоллобриджидой в главной роли, а тут
это предложение... Идея меня заинтересовала. Понимал, что берусь за что-то
очень трудное: материал неподатлив — чистый гранит, но это-то и увлекало. Посоветовался с
Ежовым, знал, что писать с ним такую вещь - одно удовольствие. Вместе стали
искать драматургическую идею, форму будущего фильма. Начали с изучения
документального материала. Знакомились с историей открытия Березовского
газового месторождения (то самое Березово, где был в ссылке Меншиков), с тем
долгим путем, который вел к тюменской нефти, с биографиями ее первооткрывателей
- Ровнина, Салманова, Эрвье. Все это оказалось очень важно для дальнейшей
работы. Мы постигали те трудности, с какими сталкивались прототипы наших героев.
Трудности эти более всего не природного, не географического порядка, но прежде
всего психологического. Гораздо более, чем суровый климат, открытию сибирской
нефти мешала человеческая косность. |