Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я сталкивался с
Леваном в мосфильмовских коридорах, иногда он появлялся на съемочной площадке
«Дворянского гнезда» и «Дяди Вани» - неунывающий, сухой, рано полысевший, с
крючковатым носом, динамичный, всегда полный оптимизма, жадно интересующийся
всем новым в профессии. Позднее Леван
напомнил мне один эпизод, мной давно забытый, но на него произведший
впечатление. В павильон на съемки «Дворянского гнезда» привезли из музея старинную
мебель, обитую натуральной кожей серо-стального цвета. - Не тот тон! -
сказал я. - Как! Вы же просили
серо-дымчатого цвета, - стали объяснять ассистенты. - Слишком холодный
оттенок. Нужен другой тон. Левану это
запомнилось. Надо же! Привозят мебель, уникальную, раритетную, со своей
настоящей обивкой, а я привередничаю: не тот оттенок тона! Леван почувствовал
во мне человека, дотошного в отношении не только цвета, как такового, но и
оттенков. Леван старше меня,
пришел в кино вместе с другим режиссерским поколением. «Романс» задумывался
как произведение раскованное, дерзкое по своему языку, динамике камеры. Мне
нужен был оператор очень молодой духом. Сможет ли? Мне самому уже под сорок,
Левану - под пятьдесят. - Не беспокойся, -
сказал он. - Я тебя не подведу. И действительно,
картина снята так, будто за камерой стоял очень молодой человек. Снята так,
как сегодня снимают клипы. Снимали мы на советской пленке, широкоформатной,
пользовались гигантской тяжеленной камерой. Решили - исходить из
того, что реально возможно. Сделаем недостатки достоинством. Будем снимать
внаглую. Пусть где-то нерезкость. Пусть зерно. Пусть тряска от руч- 141 ной камеры. Пусть
солнце прямо в кадр лепит. Пусть от солнечного света в кадре «бороды», пусть
засветка, разрушающая изображение. Не важно. Это будет наша эстетика. Леван, как ни дико
ему было подобное слышать, риска не побоялся. Чтобы снимать так, как предлагал
я, он должен был сломать себя. Ему было трудно. Тем более что с рук он прежде
снимал редко. А тут чуть ли не все с рук, да еще на длинной оптике. Вплоть до
300-мм объектива, которым снимался уход в армию. Леван держал камеру на груди,
сам не верил, что что-то получится. Но мышцы у него стальные. Рерберг был
ленив, таскать камеру не любил, придумывал разные краны, тележки. Пааташвили
брал камеру на плечо и снимал с рук. Мы с Леваном много
думали о том, как создать ощущение ослепительности, как обрушить на зрителя
тот же захлеб счастья, которым живут герои. Ослепительность нельзя создать за
счет интенсивности света - она возникает из перепада, контраста между светом и
тьмой. Выходя на свет из темной комнаты, вы жмуритесь. То же и при съемке: должен
быть провал черноты, чтобы потом глаза пронзила ярость света. Потому в первой
части картины много кусков темных, провалов, за которыми следуют кадры, близкие
по прозрачности к засветке. Так Леван снял сцену в ванной: темнота и слепящий
луч, врывающийся сквозь оконце - вокруг нагого тела Тани он рисует почти
светящийся контур. |