Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я смотрел на его
«мерседес» и думал: «Как ему объяснить,
что в нищей России, замороженной брежневским режимом, рок-н-ролл и длинные
волосы - это и есть глоток живительной свободы, почти вызов, и несмотря на всю
догматику идеологии «Романса», он звучит как вызов. Поэтому-то молодежь фильм
и приняла». После первого
просмотра в Доме кино ко мне подошел Володя Дмитриев, киновед, ныне
замдиректора Госфиль-мофонда. - Андрей, - сказал
он, - ты снял почти гениальный фильм. Я не мог понять, что
значит «почти», но все равно было приятно. Начальство не знало,
как поступать с «Романсом». Принимать его приехал Демичев, член Политбюро.
После просмотра он сказал какие-то слова о чувственном восприятии мира,
процитировал Шопенгауэра, дал понять, что он не ординарный партократ, а
философ. «Романс» был принят. Лена Коренева пошла
работать в театр, все время «Романса» мы жили вместе, потом ездили в Карловы
Вары, в Берлин, - Лену всюду оформляли как мою гражданскую жену. Месяцев через шесть
после «Романса», когда уже начи- 139 налась «Сибириада»,
наши отношения постепенно стали охладевать. Мне хотелось домашнего уюта, еды в
доме, жены, которая рядом со мной. Лена не для этого была создана:
самолюбивая, порывистая, талантливая, она любила поэзию, не любила прозу быта.
Мы были вместе почти три года - стало ясно, что мы расстаемся. Кончался этот период
моей жизни. Я уже думал о том, чтобы уехать за границу. Помню, я провожал Ию
Саввину домой со съемок. Сказал ей: - Я уеду. Здесь жить
не могу. ЛЕВАН
Посмотрите фотографии
рабочих моментов съемок - неважно какой картины. Режиссер на них чаще всего с
сосредоточенным видом смотрит в глазок камеры, оттерев оператора от его
рабочего инструмента. Я этим тоже грешил, особенно на первых порах работы в
кино. Хотелось самому проверить точность выстроенной композиции, задуманного
мизанкадра. Со времен «Романса о влюбленных» придерживаюсь в корне иной
позиции: режиссеру лучше вообще не глядеть в камеру — это дело оператора. Суть вопроса не в
этике взаимоотношений двух профессий, а в эстетике кино. В сегодняшнем кино
мизанкадр себя изжил. Выверенная математика композиций «Ивана Грозного» (на
переднем плане сверхкрупно профиль Ивана, а за ним тысячные толпы народа,
идущие звать его на трон), повторенная сегодня, оттолкнула бы зрителя. Сегодняшний
зритель развращен документалистикой и ее приемами, вторгшимися в игровое кино.
Самые впечатляющие документальные кадры чаще всего сняты небрежно, бесформенно
даже, без заботы о красоте композиции или мизансцены. Волнует сам факт,
ощущение правды факта. Потому в принципе в камеру я сейчас вообще не гляжу. Я
организую жизнь, оператор ее снимает... 140 Лева Пааташвили
появился в моей жизни, когда я готовил «Романс о влюбленных». С Рербергом я
работать больше не мог, хотя и чувствовал, как мне его не хватает. |