Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Финальный отъезд от
платформы возник случайно. Мы кончали снимать сцену, была какая-то печаль в
окружающем 137 пространстве, да и
нам самим было грустно расставаться с этим прекрасно условным миром. И от этого
родилась мысль снять прощание - уехать с поездом вдаль от этой платформы, где
праздничная жизнь и праздничная смерть, сделать этот праздник угасающим
островком среди бездны тьмы. Мне сейчас даже
страшно вспомнить, что на съемках «Романса» мы чуть было не убили мальчика. И
все из-за этой странной системы, при которой актера удавалось выцарапать у
театра иногда всего на семь-восемь часов. Снимали в Казахстане: пять с половиной
часов лету, затем два с половиной часа в машине до площадки, тут же актера
сажают на грим, одновременно декорация заливается водой, два часа съемок, и -
обратно в машину, на аэродром. Актер, естественно, играет плохо, хоть как-то
настроиться ему некогда. Условия ужасные. Скоропалительность, спешка - лишь бы
успеть, уложиться к сроку. В кадре должна была
обвалиться крыша - почти прямо на наших героев. Девочке, державшей на руках
мальчика, надо было дойти до отметки - так, чтобы балки рушились за ее спиной.
Она до отметки не дошла- остановилась раньше. Ей кричат - она не слышит, да и
трудно что-нибудь услышать. Ветродуи воют, брандспойты хлещут, она по пояс в
воде - вода холодная, семь градусов. На девочках -до шеи, под одеждой -
резиновые водолазные костюмы. На руках дети. И крыша валится прямо на мальчика
- острым концом бревна. Если б упало чуть правее или левее, не знаю, чем бы
все кончилось - наверное, самым худшим. И где бы я после этого оказался - тоже
Бог ведает. А так, ничего, отделались испугом: мальчику оцарапало щеку. Я ехал
со съемки, крестился, благодарил Бога и судьбу... Когда я смотрю эту
картину сейчас, вижу, насколько неровно она сделана. Смешение жанров все-таки
было непривычно новым. Стихотворные диалоги, танцы, музыкальные номера - и тем
не менее все достаточно органично. Молодежь в основном
приняла фильм так, как нами задумывалось. Я чувствовал: это их фильм. Но помню
и не- 138 молодую женщину,
кряхтевшую и ворочавшуюся весь сеанс. Когда потерявший свою любовь герой вышел
от Тани, зарыдала-запела труба, хор подхватил: «Ты вернулся к нам!», женщина не
выдержала и сказала: «Господи! На какую муть деньги тратят! Безобразие!»
Сказала громко, на весь зал... На Западе картину не
поняли, да и вряд ли когда-либо поймут — слишком она вся советская —
Родина-мать, армия, коммунальный быт. Помню, в Риме я показал фильм Бернар до
Бертолуччи. Он приехал на автомобиле моей мечты -огромном «мерседесе». После
просмотра Бернардо сказал: - Ты меня
разочаровал. Мы, левые художники, боремся у себя в Италии со всем этим
американским стандартом -мотоциклами, длинноволосыми прическами, гитарами, со
всей этой буржуазной пошлостью, а ты ее воспеваешь. |