Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я вдруг почувствовал
перед собой не стену, а пространство. В него сначала протиснулась рука, потом
- голова и плечо, потом оказалось, что в него можно войти. Зачем мне
понадобились здесь эти диги, эта открытая условность? Чтобы по-брехтовски
обнажить прием, напомнить, что все показываемое - не реальность, вымысел. Возвышающий
обман. Меня всегда пленяла
способность Феллини с необычайной легкостью в самом неожиданном месте прервать
повествование, заставить зрителя взглянуть на экран со стороны, заговорщицки
подмигнуть ему, как бы говоря: это я дурачусь. О том же мечтал и я: оторваться
от жизнеподобия, условностью рассказа вызвать безусловность зрительского
отклика. В сценарии у меня
было несколько любимых сцен, казавшихся мне гениальными. Особенно смерть
героя. Человек остался один, раздавлен обломками собственного тела, и никто не
может ему помочь. Он кричит в отчаянии, срывает с себя одежду, бросает всем
вызов: «Мало вам? Возьмите! Я не должник! Я никому не должен!.. Если я один, 136 пусть будет так... Я
выпью!» Он презирает всех. Никто не нужен ему. Потеряно главное в жизни -
любовь. Сколько ни перечитывал эту сцену, не мог удержать волнения. Человек
умирает от любви. Не было еще в кино такого... Режиссура в кино то и
дело требует компромиссов. Все время ищешь оптимальные решения — иногда
вынужденные. Запил актер - снимаешь другого. Забыли бороду в гримерной -тут
же придумываешь: пусть актер играет спиной. Нужна солнечная погода, а всю
экспедицию на небе ни просвета. Задумана массовка на триста человек, а
ассистенты кое-как набрали пятьдесят. Сняли замечательную сцену, а материал
ушел в брак, переснять невозможно. Компромиссы не дают тебе задремать на ходу:
все время надо искать выход, чтобы хоть как-то сохранить первоначальный
замысел. Снимать «Смерть
героя» я собирался под проливным дождем, очищающим летним ливнем, при огромном
стечении народа, с проносящимися мимо поездами. Мне виделась мокрая толпа,
зонты, склоненные фигуры над умирающим человеком, полураскрытая рубаха на
герое, кусок обнаженного тела. Хотелось во всем библейской простоты и
яростности. Я рвался к этой
сцене. Но не рассчитал дыхания на длинной дистанции, выложился до главного
рывка. Съемки затянулись. Платформу пришлось снимать зимой. На морозе снимать
актерские сцены трудно. Тем более любовные. Актеру зябко. Пар изо рта. Страсть
стынет. Станция, на которой
происходили съемки, являла собой зрелище столь унылое, что единственным
спасением было - снимать ночью, увести в темноту печальное убожество антуража.
К тому же зимой день короткий, снять за него ничего не успеешь. Уж лучше
начинать, когда стемнеет. Мы расставили повсюду - на платформе, на мостике, на
лестницах - диги. Они принесли с собой праздничность, что-то от цирка... |