Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Отрекайся! - Не буду! - Отрекайся! - Не буду! Тогда Федор, младший
из братьев (старший держал старика, согнув его перед образом), спрятался за
спиной царя и начал гнусавить, подражая голосу Шуйского: - Я, Господи,
отрекаюсь от престола... Но Шуйский исхитрился вывернуться, отскочил в сторону,
открыв младшего Романова образу, и закричал: 129 - Ты слышишь,
Господи! Это он говорит. Он отрекается. И Федор Романов
никогда уже больше не смел претендовать на царский трон, не чувствовал за
собой на то права. Сам Господь слышал, как он своим голосом отрекся. Вот это восприятие
Бога как истинно сущего, материального, потрясающе звучит именно у Шекспира.
Его герои знают, что на них направлен Вечный глаз. Как у Гюго в «Легенде
веков», где Вечный глаз преследует Каина даже в подземном мраке: И яму вырыли, и Каин
подал знак, Что рад он, и его в
провал спустили темный. Когда ж простерся он,
косматый и огромный, И каменный затвор над
входом загремел, - Глаз был в могиле
той и на него глядел. У Пастернака есть
замечательное стихотворение «Шекспир», где точно почувствована реальность,
плотскость духов и привидений шекспировской эпохи: ... И кличет слугу, И, нервно играя
малиновой веткой, Считает: полпинты,
французский рагу - И в двор, запустя в
привиденье салфеткой. Для пастернаковского
Шекспира привидение совершенно материально, оно надоедливо преследует
Шекспира, оно рядом, в него можно бросить салфетку. Так и у Мейерхольда: в его
неосуществленных замыслах Гамлет заворачивает отца в свой плащ. Тени холодно!
Очень убедительный ход для материализации иррационального! Шекспира я вспомнил
здесь не случайно - «Романс о влюбленных» кое-какое отношение к нему имеет.
Григорьев осмелился рассказать эту историю в шекспировском ключе, взять
человеческие чувства в момент крайнего напряжения. Современная
драматургия строится на принципе: герои говорят не то, что думают. Зритель сам
должен догадаться, что между строк подразумевается. Такой тип драматур- 130 гии впервые наиболее
ярко определился у Чехова. У Шекспира же работает не подтекст, а открытый
текст. Герои на весь мир говорят то, что думают и чувствуют. Григорьев не побоялся
идти по тому же пути. В его «Романсе» люди говорят во весь голос то, что в
жизни стесняются выносить на люди. Мать напутствует Сергея: - Мой сын! Твой отец
и мать тебя родили сильным и красивым. Не забывай, откуда ты, в чьем доме
вырос, в какой стране... Будь честен и высок, чтоб не седела твоя мать от горя
и позора. И это при всем
народе. Или: - Ты не прав, мой
брат! Я все оставил, чтоб прийти сюда, спасти тебя, как ты меня однажды: ты от
смерти, я - от бесчестия. Это говорит Сергею
Альбатрос, причем в момент драки. По жизненной человеческой логике - фальшь, в
лучшем случае, нескромность. Не кричат так громко о своей любви. О ней молчат.
Когда душа переполнена чувством, слова излишни. |