Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
127 КСТАТИ, О ШЕКСПИРЕ
Ставить Шекспира ни в
кино, ни на сцене мне не приходилось, да и проект такой возникал лишь однажды,
когда мы с Джоном Войтом подумывали о «Гамлете», но мысль, каким должен быть
мир Шекспира, как воплотить всю его мощь, страсть, исступленность, со мной
постоянно. Только единожды на
сцене я видел Шекспира, оставившего ощущение шедевра, совершенства, ни с чем
не сравнимого наслаждения, - «Отелло» в «Олд Вик» с Лоренсом Оливье. Не было
занавесов, декорации были очень скромны. Но какие актеры! По сцене ходил негр
в белом бурнусе, раб пробудившейся Африки. Из разреза бурнуса - голая до бедер
нога, на запястьях - звенящие браслеты, между ног, как признак мужского
достоинства, болтался меч. Не венецианский мавр, облагороженный европейской цивилизацией,
а дикарь с движениями пантеры. Это был аристократ
духа, обманутый белыми людьми и белой женщиной. Здесь напрашивались мысли о
столкновении культур Востока и Запада, о расизме, о судьбах Европы и Африки.
Каждое слово так отточено по форме, что пронзало, волосы вставали дыбом. Я был
потрясен. Подобное же наслаждение от классики я испытал, слушая Баха в
исполнении Глена Гульда. Баха прекрасно играют многие -Гульд играл волшебно.
Два с половиной часа я провел в Большом зале консерватории очарованный,
окаменевший и остолбеневший от этого чуда наполненности, от способности
художника вдохнуть в музыку всего себя. Не знаю, доведется ли
когда-либо в жизни ставить Шекспира, но если это случится, мне кажется, я
знаю, с какой стороны к нему подступаться. В любом случае, без ощущения Бога -
самого ближайшего, ежесекундного его присутствия - и без настоящей эротики,
глубокого чувственного начала делать его не стоит. Ощущение
материального присутствия Бога для людей прошлого поражает, когда сталкиваешься
с событиями 128 истории. Вот, к
примеру, рассказ о том, как бояре Романовы пытались заставить царя Василия
Шуйского отречься от престола. Поведал о том сам Шуйский, доживая дни при дворе
богатого польского магната. Когда собирались гости, магнат говаривал: «А
сейчас я вам русского царя покажу». Приводили лысенького старичка, и под
водочку он рассказывал, как некогда царствовал на московском престоле. Поляки
хохотали, теша свою шляхетскую гордость тем, что русский царь у них заместо
шута. Карамзин в своей
«Истории Государства Российского» в угоду правящей династии возвеличил бояр
Романовых. В действительности же они были так же неразборчивы в средствах, как
и все средневековые вассалы. У них была вражда с Борисом Годуновым, они строили
против него козни и возводили на него все напраслины. Романовы были главными
претендентами на престол и в борьбе за него ничем не брезговали. Во времена недолгого
царствования Шуйского, как он рассказывал, заявились к нему два брата Романовы,
схватили под микитки и поволокли в Успенский собор. Он пытался сопротивляться,
но получил в живот так, что аж брюхо скрутило. Два здоровенных лба тащат
упирающегося старика, царя (!), через кремлевскую площадь, а рынды стоят себе
невозмутимо, делают вид, что ничего не происходит. Приволокли, поставили перед
образом (а образ для людей того времени - это реальный Бог), говорят: |