Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Самым трудным было
решиться, рискнуть, броситься головой в омут. По сути, каждая настоящая картина
- эксперимент. Как и жизнь наша - от начала и до конца. Каждый день приносит
какой-то новый опыт, и его не заменит ничто - он может быть только своим,
собственным. Читая «Романс о
влюбленных», я вспоминал гениальный сценарий Довженко - «Поэму о море». В нем
все сплавлено, перемешано, неразделимо - реально происходящее и
нафантазированное, происходившее когда-то и то, что еще только может произойти.
Здесь были предвосхищены многие открытия «8 1/2» Феллини. Но главное открытие
Довженко - в людях. Его герои ногами стоят на земле, а головой упираются в
небо. То же и у Григорьева.
Он брал лирический сюжет, а открывал за ним картину эпическую. Эпическую, то
есть подразумевающую измерение истории. Сама любовная история вполне
обыкновенна. Но дело не в ней, а в том, к а к сценарий говорил о любви. А смысл
таков, что любовь животворяща. Мы живы до тех пор, пока несем в себе любовь.
Или надежду на любовь. Иначе мы мертвы. В окончательном
варианте сценария образ строился не на том, что герой уходил в армию, а
девушка, не дождавшись 126 его, выходила замуж -
это не ход, это штамп, общее место, -а на том, что сталкивались два мира:
счастливый, праздничный, увиденный глазами влюбленного, и потерявший смысл,
цвет, душу - мир без любви. Безоблачность первой части снималась скепсисом
второй. Здесь автор и его герой прозревали. Когда жизнь била Сергея поддых с
такой силой, что темнело в глазах, к нему возвращалась способность видеть вещи
в их истинном свете. Он обнаруживал бездну пустоты вокруг себя и свое
одиночество в мире, который вчера еще был для него единой семьей друзей и
братьев. Каждый из двух миров
фильма был вполне завершенным, заведомо исключающим, отрицающим возможность
другого. Я все-таки решил не реализованный в «Дворянском гнезде» принцип -
разрушение базиса надстройкой, одного стиля другим - осуществить в «Романсе о
влюбленных». В третьем акте люди перестали говорить стихами и пошла
черно-белая жизнь. Завершающую часть
сценария «Романса о влюбленных», черно-белую, жизнь после смерти, которой в
первоначальном варианте не было, мы с Леней Нехорошевым, главным редактором
«Мосфильма», ездили дописывать к Григорьеву каждый день, как на работу... Прекрасная у Жени
была сцена, где встречались былые влюбленные - Сергей с женой, с детьми, Таня с
мужем, с младенцем в колясочке. Просто так встретились, идут, разговаривают о
жизни. - Как дела? - Нормально. Все прошло, страсти
остыли, жизнь идет своим чередом... Обыденность этого конца была страшной,
безысходной. Но мне хотелось катарсиса, очищения, приходящего после пережитой
боли, когда душа сквозь бетон, сквозь камни прорастает к новой жизни. И когда
мы почувствовали, что нашли эту точку, где возникало просветление, чувство надежды,
сценарий обрел ту форму, ту меру законченности, которая позволяла поверить, что
смогу это снять. |