Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Сценарий стал
преследовать меня. «Дядя Ваня» уже был окончен, я уехал в Париж, но «Романс»
все не выходил из головы. Какой-то непостижимый, сказочный мир мерещился за
страницами григорьевской поэмы в прозе. Страстный, неповторимый, яркий. Я уже
почувствовал, что не снимать этот фильм не могу. Есть художники, всю
жизнь пишущие одну и ту же картину. Таков, в общем, Сезанн. Или Майоль. Что бы
он ни делал - памятник жертвам войны, портрет жены или скуль- 124 птуру в честь
основания города - он все время лепил одних и тех же пышнозадых, коротконогих,
толсторуких, нелепо прекрасных женщин, придавая им разные позы. Он нашел свой
мир, единый и целостный, и в нем был неповторим. А есть другие мастера:
добившись великих результатов в одной манере, они не боялись со временем ее
сменить, испытать себя в новых материалах и формах. Таков Пикассо. Хорошо это или плохо,
но единого мира, куда бы я старался с каждой картиной все глубже проникнуть, у
меня нет. Но даже при этом решение ставить сценарий Григорьева было зигзагом
крутизны невиданной. Что же такого
особенного было в сценарии? Сюжет - элементарен: таких любовных историй в кино
было тысячи. То, о чем писал Григорьев, давно всем наскучило, чуть ли не
обесценилось, стало общим местом. Язык и вовсе не кинематографический -
напыщенный, в лучшем случае - высокопарный. Снимать непонятно как. На
худсовете, где обсуждался будущий фильм, все восторгались сценарием - Таланкин,
Бондарчук, искренне радовались, что нашелся, наконец, на него режиссер, но тут
же пожимали плечами: как это переносить на экран, не знал никто. И я в том
числе. И все же было в
григорьевском сценарии то главное, что дано лишь настоящему художнику -
мироощущение. О простых вещах он говорил с первозданной чистотой, страстью;
нельзя было не поразиться таланту автора, взявшегося открывать новое в самом
обыкновенном. Автор казался человеком счастливым: он настолько был поглощен
захватившим его чувством, что ни о чем другом уже не думал. Все прочее -
стилистику, пластику, материальную среду фильма - оставил на усмотрение
режиссера. Чтобы создать мир,
одного профессионализма мало. Можно крепко сбить конструкцию вещи, дать ей
динамичный сюжет, острые диалоги. Даже страсть, темперамент могут быть созданы
чисто профессиональными средствами. Но авторский мир - это уже исключительно
из сферы 125 таланта. Это
неповторимость и проникновение в некие сущностные стороны жизни. По «Романсу о
влюбленных» нельзя было сделать ни бытовую драму, ни комедию, ни реалистическую
повесть. Уже в самом сценарном тексте заложены такие отступления от «ползучего
реализма», что можно было это ставить, только идя в неведомое. С позиции привычно
понимаемой реальности, сценарий можно было воспринять как издевательство. Герои
поодиночке и хором говорят прописными истинами. «Ах, мама, как я влюблена!..
Какой красивый он и сильный!» Выходит человек на балкон и кричит: «Какое
солнце! Какие облака!» И братья его дружно подхватывают: «Какие облака! Какое
солнце!» Как это снять, чтоб не было нелепо? |