Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Рерберг - человек до
сих пор не постаревший, в свои шестьдесят остался мальчиком. Что и хорошо и
плохо. Хорошо - ибо он эмоционально заражается прекрасным, как студент радуется
искусству, не устал от успеха. Плохо -потому, что, я думаю, как мыслитель он
человек незрелый. До сих пор в нем мальчишеская наглость и мальчишеская
огульность в оценках. Бог с ним, что он появлялся на съемках нетрезвым - на
качестве материала это никогда не отражалось, но меня всегда возмущало
отсутствие у него любых тормозов. Когда начинали «Дядю
Ваню», Рерберг был занят на другой картине. Поэтому мы взяли второго
оператора-постановщика - Евгения Гуслинского. Когда они работали вместе,
Гуслинский сидел на камере, а Гога ставил свет. Гога очень критически относился
к тому, что я делаю. Ему вообще свойственно критически относиться ко всему на
свете. Несколько раз в момент съемки он - иногда справедливо, иногда нет -
позволял себе цедить сквозь губу: «Говно... Снимаем говно». И это - из самых
мягких подобного рода высказываний. Меня они бесили. Как-то мы ехали, он
был крепко выпивши, а пьяного я его не любил - он терял всякую способность
сдерживаться, матерился, себя, уж точно, считал центром вселенной. 120 - Андрей, ну ты ж
понимаешь, что я гений, - сказал он. Мне смертельно надоело это слушать. Я
остановил машину (как сейчас помню, это было на Моховой) и сказал: - Ну, ты, гений,
вылезай отсюда к такой-то матери! Гога опешил. Вылез.
На следующий день я его отчислил с картины. Мы расстались. «Дядю Ваню» доснимал
один Гуслинский. Больше с Гогой я не работал, хотя очень люблю то, что он
делает, в операторской профессии считаю его одним из лучших. Терялись люди, с
которыми я приходил в кино. Со мной уже не было Тарковского, с которым можно
было думать, спорить, в спорах искать себя. Следующую картину я снимал с
другим оператором и другим художником. Но до следующей картины надо было еще
дожить. ЧАСТЬ ВТОРАЯ -РЕЖИССЕРСКИЕ МИРЫ
«РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ»
После «Дяди Вани» у
меня было много разных проектов. Фильм о Скрябине. Экранизация «Рассказа
неизвестного человека» Чехова. «Борис Годунов» по Пушкину. Совместный с
югославами фильм на материале гражданской войны. Фотофильм по «Евгению
Онегину» Пушкина. И много прочего. Когда я еще сидел в монтажной, доделывая
«Дядю Ваню», пришел Женя Григорьев, принес сценарий «Романс о влюбленных
сердцах» (так он тогда назывался), попросил совета: кто бы из режиссеров мог
его поставить. К тому времени сценарий валялся на студии уже два года. Начало чтения
оставило ощущение бреда. В самом прямом смысле слова. Но чем дальше я
углублялся в сценарий, тем более он меня захватывал. Он заражал, я невольно
проникался настроем вещи. А когда дошел до сцены смерти героя, не мог сдержать
слез. |