Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Глеб был деловой,
суровый, улыбался не часто - таким мне представляется по сию пору... С Рербергом всегда
работалось очень легко. Началось это на «Первом учителе», продолжилось на «Асе
Клячиной». Многое подсказывал изобразительный материал. В «Дворянском гнезде»
это были гравюры и живопись тургеневской эпохи: Рерберг любит прибегать к
живописным приемам, строить освещение по законам живописи. Мы доби- 118 вались сочности
цвета, яркости солнечных бликов, соответствия изображения барочной стилистике
картины. Он, конечно, мастер.
Живописует светом. Его портреты исключительны по балансам, по объему лица, по
скульптурности, которую он способен светом вылепить. Никогда не забуду, как
он использовал большой дуговой прибор, диг, в сцене с яблоками, насыпанными в
театре, где Лаврецкий разговаривает со слугой (бедный артист, его игравший,
старенький, текст совсем не помнил - каждый дубль приходилось снимать по
шестнадцать раз). Гога все говорил бригадиру осветителей: - Левее! Левее! - Чего ты
добиваешься? - недоумевал я. - И так все красиво. - Ты не поймешь... Потом я посмотрел
материал. Белый свет в нем был какой-то странной емкости. - В чем дело? -
спросил я. Он рассказал мне
секрет. У дугового прибора в периферии луча возникает радуга, весь спектр
цвета, и когда край луча попадает на какой-то объект, тот становится цветным.
Гога открыл это и играл краем луча дугового прибора - там, где он расщепляется
на радугу. Я был восхищен его тонкостью. Все-таки лучше всего
у Гоги получалось создание естественного света в интерьере. Мы снимали комнаты
огромного дома Калитиных, за окном был то дождь, то ночь, то синие сумерки с
кустами сирени, и всегда- ощущение правды. Это сложно. Очень немногим дано
добиться этого в павильоне. В сумерках рассеянный свет наполняет мягким потоком
комнату, но создать его в павильоне практически невозможно. Получается что-то
вроде эффекта бледного солнца, Человеческий глаз -
устройство сложное. Чем ниже освещение, тем больше открывается «диафрагма»
зрачка, тем чувствительнее он становится. Можно сидеть в темноте и 119 видеть лицо
собеседника. Пленке подобное не под силу. Поэтому полумрак, лунный свет на
пленке практически непередаваемы. Человеческий глаз может увеличивать свою
светосилу в момент перевода взгляда из темного угла на окно, а у пленки
чувствительность неизменна. В «Дяде Ване»
изобразительная среда строилась на глубоких темных тенях, на пыльных
интерьерах, рождающих у зрителя ощущение духоты, словно дом этот намертво
замкнут и герои наглухо в нем заперты. Если в «Дворянском гнезде» цвет был
активен, гамма- живописна, изменчива, то здесь характер фотографии был
намеренно монохромным, охристым, как бы дагерротипным. Обесцвечены были и
костюмы героев, и цвет стен декорации... |