Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Ничего, - сказал я,
- мы с тобой еще погуляем по Голливуду. — Ага, — усмехнулась
она, давая понять, что не вспомнит про этот треп. Но мне уже стукнуло в
голову, что я обязательно должен показать ей Америку. И что было с Ритой, когда
я встречал ее в Лос-Анджелесе! Ей ничего не было нужно, она никуда не спешила,
не старалась побольше увидеть. Могла часами лежать у бассейна и полночи стоять
у забора с сигаретой, смотреть на мерцающие внизу огоньки Беверли-Хиллз. Каждый
раз, когда я потом уезжал в Америку, она просила навестить тот дом, где тогда
жила. Я честно выполнял обещание - мимо этого дома я бегал каждое утро. Потом,
уже больная раком, когда я навестил ее в последний раз, она вспоминала и этот
дом, и как ухала сидевшая на сосне сова. Она была
свидетельницей многих перипетий моей жизни. Была доверенным лицом многих
людей. Ей можно было верить. Никогда ни про кого не болтала. Эта книга тоже в
какой-то части обязана своим появлением Рите. Первую часть, «Низкие истины»,
она прочитала, написала на полях свои редакторские замечания. Эту -прочитать
не успела... Если представить себе
человечество как море свечей, где бесконечно зажигаются одни и гаснут, догорев,
другие, то, наверное, исчезновение этого огонька было замечено лишь немногими -
теми, кто возле него грелся. Но, я верю, таких огоньков много. И каков был бы
мир, не будь в нем такой доброты, бескорыстия, верности? Рита для меня как
солженицынская Матрена - одна из тех, на ком стоит Россия. 117 ГОГА
Работая над «Первым
учителем», мы много смотрели фильмов тех лет, когда происходит его действие.
Старались создать картину, как бы немую по стилистике: добивались
крупнозернистой фактуры изображения, какая бывает у фильмов много раз
контратипированных, сознательно избегали любого движения камеры, даже
панорамирования - камера почти все время в статике. «Первого учителя» я
начал снимать весной - заканчивал в феврале. Гога Рерберг добился
замечательного результата - в первой же картине. Интерьеры он снял так, что
смотрятся как натура. Это благодаря точному пониманию светового баланса.
Пейзаж за окном должен быть пересвечен. В декорации, которую
мы построили, не было задника. По классической киносхеме за окном непременно
должен быть пейзаж, операторы заботятся, чтобы он был виден. Но если пейзаж
виден, баланс света уже не реален. Зритель видит: это кино, павильон. А Гога
делал баланс, как в реальной жизни. Лепил в окно светом так, что оно «отваливалось».
Получался эффект палящего солнца. На этих съемках я
заметил, что в павильоне появился головастый, бровастый человек, с камерой,
что-то снимает. - Кто это? - спросил
я. - Это студент, с
Высших режиссерских курсов. Снимает учебную документальную работу о вашем
фильме. Фамилия его - Глеб Панфилов. |