Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Ах, нянечка,
нянечка... Я открывал для себя
полифонию разных ритмов и состояний героев. Это было для меня новым. Меня увлекало,
насколько по-театральному Бергман пользуется светом. Свет у него вдруг меняется
в кадре. Только что свет был реальный и вдруг из дневного стал ночным. Я украл
этот прием и довольно успешно использовал его в «Дяде Ване». Когда Елена
Андреевна и Соня стоят, обнявшись, свет необъяснимо начинает гаснуть, и вместо
лиц на экране - два силуэта. Несколько раз я использовал этот театральный
прием изменения дневного света в реальной декорации... Да, «Дядю Ваню» делал
ученик Бергмана. Еще один прием был
подсказан репетиционной жизнью. Как-то мы репетировали, и я все не мог понять,
как сни- 110 мать. Отрепетировали
сцену - как снимать, по-прежнему не знаю. Я уже отказался от выстраивания
композиций по отношению к камере. Я создавал на площадке реальность, а потом
уже думал, каким образом эту реальность сделать кинематографичной. Как правило,
на время репетиции я выгонял оператора, а когда чувствовал, что сцена отрепетирована,
посылал за ним. Отрепетировали
мизансцену, пришел оператор, я сказал актерам: «Играйте», а сам сидел,
задумавшись, на диване. Актеры начали сцену, я чувствовал себя усталым, сидел,
уставившись в одну точку - в зеркало. Сцена идет, и вдруг я понимаю, что вижу
всю мизансцену в зеркале. Люди переходят с места на место, останавливаются
перед зеркалом, смотрятся в него, они в кадре, но не в зеркале, они в зеркале,
но не в кадре. Не изменив точки своего взгляда, я увидел ту же мизансцену
преображенной, откуда-то возникла иная глубина, ощущение правды. Мы сняли этот
кусок через зеркало, камера стояла в неподвижности, не изменяя положения, не
панорамируя за героями, - мы только дали ей медленно наехать на зеркало. Это
было для меня очень интересное открытие. Именно тогда я понял, что происходящее
за кадром не менее важно, чем в кадре. Выйдя из кадра, артист продолжает существовать
в сознании зрителя. Его не видно, но он где-то рядом. И потому реплики,
произносимые вне кадра, гораздо больше будоражат фантазию, чем восприятие
видимого. Вот это будоражащее
зрительскую фантазию свойство -за видимым довоображать невидимое - было для
меня большим открытием, его я постарался здесь же применить. Скажем, когда дядя
Ваня и Соня сидят на кровати, мы не видим их лиц - они закрыты краем шкафа,
видны только коленки героев. Слышим разговор, но не видим его. Так, словно сами
сидим здесь же и поле зрения для нас перекрыто шкафом. Казалось бы, можно было
поставить камеру иначе - так, чтобы видеть все. Но я уже начал понимать
справедливую мудрость слов Брессона: «Очень важ- 111 но не ошибиться в
том, что показываешь, но еще важнее не ошибиться в том, чего не показываешь».
Очень важно не показать, чтобы открыть большее, ибо отражение сильнее луча.
Образ, рождаемый зрительским воображением, и есть отражение... |