Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
У нас было мало
«Кодака», часть собирались снимать на «Совколоре». Цвет получался жуткий, все
зеленое, не изображение, а кошмар! Бондарчук пошел в Госкино, стучал по столу
кулаком, сумел выбить еще немного. Но все равно «Кодака» не хватало. Тогда я
решил: - Лучше буду снимать
на черно-белой пленке, чем на «Совколоре». Действительно, некоторые
сцены вполне могли быть черно-белыми - ночные, например, пролог фильма. Я стал
отмечать для себя моменты, где черно-белый материал был бы уместен. Поскольку пьеса
открывается медленными, тягучими сценами, с долгими паузами, я подумал, что
хорошо было бы задать картине мощное ритмическое начало. Россия была
деятельным, активным, полным внутренних противоречий организмом - неурожаи,
голод, волнения, зреющая ненависть низов, обманчивое благополучие верхов. Я
решил в начале картины погрузить зрителя в этот мир, бурлящий событиями, и
только потом привести его в сонную усадьбу Войницких с ее медленными
дремотными ритмами. Элем Климов
посоветовал мне пригласить композитором Шнитке, мы встретились с Альфредом, я
объяснил, что хотел бы сделать в начале, он написал замечательную токкату, под
которую идет бобслей фотографий. Кстати, среди них есть и снимок царя, что в
те времена было крамолой. Были и фотографии, отразившие революционные события,
и экологические беды страны — уже Чехов провидчески писал: «Русские леса
трещат под топором». Несколько образов из пролога вошли в картину, став в ней
как бы лейтмотивом. И даже была фотография доктора, 112 сидящего у постели
больного тифом: профилем доктор очень походил на Чехова. Этот монтажный кусок
родился, когда картина уже сложилась, когда я уже знал, что она получается. На
музыку пролога я наложил шумы, «Боже царя храни», польку, колокола, пытаясь
подчеркнуть сумбурность, хаотичность мира, окружающего островок, где живут
герои. Критики приняли «Дядю
Ваню» хорошо. Хвалили на все лады и находили художественное обоснование для
перехода цветного изображения в черно-белое. Я кивал головой, соглашался,
говорил умные слова о психологическом воздействии цвета, но на деле все
обстояло проще - вечный советский дефицит! С гораздо большим удовольствием
всю картину я снял бы в цвете на «Кодаке». Картина ушла на
фестиваль в Сан-Себастьян. Меня с картиной не послали: такое вот хамство.
Августовской ночью на Новослободской улице, где мы с Вивиан снимали квартиру,
я подошел к газетному щиту и испытал озноб восторга - в углу полосы была
маленькая заметка: «Дядя Ваня» получил «Серебряную раковину». Много лет спустя на
фестивале в Сочи мы с Бондарчуком (для него этот фестиваль оказался последним)
встретились. Я спросил: - Сережа, ты помнишь,
как ходил в ЦК, жаловался, что я снял антирусскую картину? - Мудак был! -
грустно улыбнулся он. |