Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я шел и думал: «Боже!
Если бы только от меня зависело, я бы снимал свою картину как можно дольше,
лишь бы не расставаться с таким богатством». Мне было очень
интересно работать над «Дядей Ваней». В отличие от «Дворянского гнезда», на
этот раз я знал, что делаю. У меня был классный актерский ансамбль. Я знал,
какой хочу видеть эту вещь. В то время я был под большим впечатлением от
Бергмана, и «Дядя Ваня» - в большой степени дань этому влиянию. Особенно -
«Молчанию» и «Персоне». Бергмановские крупные планы, его композиции очень
часто вдохновляли меня. Достоинства этой моей картины, как, впрочем, и ее
недостатки, во многом от Бергмана. Я делал по-бергмановски мрачную картину, в
то время как Чехову неизменно свойственны юмор и ирония. В моем «Дяде Ване»
юмора маловато - это, видимо, оттого, что я слишком к тому времени
«обергманился». Мало-помалу мне
открывалось главное в режиссерской профессии - искусство интерпретации
характеров. Ведь режиссура - это искусство толкования. Именно в толковании и
раскрывается богатство автора и талант режиссера. Мне стали приходить в голову
возможные алогизмы в поведении героев. Воплотить это было
очень сложно. Прежде всего потому, что я хотел правдоподобного поведения.
Боялся перешагнуть через него. Помню, мы снимали сцену Сони и Елены Андреевны.
Елена Андреевна только что виделась с Астровым, знает уже, что он не любит
Соню, а Соня ждет результата этого разговора, спрашивает: - Ну что? Что он
сказал? - Потом, - говорит
Елена Андреевна. - Что, он не любит
меня? Он больше не будет здесь бывать? Елена Андреевна не
отвечает. Соня понимает, что Астров ее не любит. 109 Логика поведения подсказывала,
что Соня должна быть взволнована, со слезами на глазах. Мне показалось, что можно
идти дальше. Я попросил Иру отыграть недоумение, сделать глупое лицо, будто
она и не поняла, что произошло. Это естественно для человека - не принимать
всей глубины обрушившейся на него трагедии. Получилось неожиданно и логично. Я
был в восторге от этой крохотной интонационной находки. Вообще характер Сони
оказался для меня очень сложен, потому что это как бы бытовая роль. В это время я увлекся
работой Бориса Зингермана, называвшейся «Время в пьесах Чехова». В ней
говорилось о том, что какие-то из чеховских героев живут в реальном времени, а
какие-то - вне времени. Мне подумалось, что Соня именно тот характер, который
живет вне реального времени. Она реагирует на события не так, как человек, в
них вовлеченный. Скажем, в момент, когда дядя Ваня стреляет в Серебрякова, все
так или иначе реагируют на этот мощный душевный всплеск. А я попросил Иру
отнестись к этому так, словно ничего не произошло. На исключительное событие
Соня в фильме не реагирует никак. Словно ее оно не касается. Она просто сидит и
повторяет: |