Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В том же заблуждении
пребывал и Бондарчук. Он хотел выглядеть аристократично, сшил себе в Италии
роскошно сидевший на нем костюм, курил итальянские сигариллос. Мое видение
образа натолкнулось на непреклонное и суровое сопротивление. Для Сергея
азбукой и хрестоматией был мхатовский спектакль. Мне нравилось испитое лицо
актера, а он хотел выглядеть без морщин. Говорил, что его плохо осветили.
Посмотрев материал, сказал: - Ну, смотри: это же
не лицо, а ж..а! Надо переснимать! Спорить было трудно,
он все-таки звезда. Я очень любил Сергея, конечно же, он великий артист. Но
ордена, звания, общественное мнение, к которому он прислушивался, принижали
его талант. Когда он хотел быть правильным, у него получалось общее место.
Хрестоматия. Он был способен на гораздо большее. Это актер уровня Рода
Стайгера, с которым он только что работал на «Ватерлоо» и много о нем
рассказывал. Наш конфликт
развивался. Бондарчуку казалось, и он открыто говорил об этом, что я снимаю не
Чехова, а какую-то чернуху. Тогда такое слово не было в ходу, но смысл 107 был именно таков.
Потом я даже выяснил, что Бондарчук ходил в ЦК и сказал: - Кончаловский
снимает антирусский, античеховский фильм. Слава Богу, к нему не
прислушались. Смоктуновский как
актер был совсем иным. Своей концепции не имел; как настоящий большой артист
был гибок и, в отличие от Бондарчука, мне верил. Сергей - лев, с ним работать
надо было поделикатнее. Держать дистанцию. Перестав мне верить, он с
подозрением относился к любому моему предложению, боялся, что на экране будет
выглядеть алкоголиком, а не интеллигентом, каким себе представлял Астрова. Не
думаю, что Бондарчук понимал Чехова. Посмотрев его «Степь», я сказал ему об
этом. Он насупился, обиделся - к счастью, ненадолго. Мы любили друг друга. Смоктуновский же был
человеком рефлекторным, нередко в себя не верящим, жаждущим получить энергию
от режиссера. Несколько раз в ответ на его слова, что он не знает, как играть,
я орал на него, говорил, что он кончился, иссяк, больше вообще не художник. - Ты ничего не
можешь! Ни на что не похож! Иди домой! Короче, был груб. Он
бледнел, розовел, подбегал ко мне, хватал за руку: - Не сердись, не
сердись! Давай еще раз! И то, что он делал,
было замечательно. Ему нужен был впрыск адреналина. Не пряник, а кнут. Может
быть, потому, что он уже слишком много отдал. Устал. Во всяком случае, работали
мы как друзья, и если я порой давал ему психологического пинка, то он сам
понимал, что это необходимо. Его надо было подстегивать, допинговать, чтобы
пошло творчество. А вообще артист он гениальный. Во время съемок я
как-то столкнулся в студийном коридоре с Карасиком, тогда же делавшим «Чайку». - Как дела? -
спрашиваю. 108 - Надоело. Сил нет.
Скорей бы кончить все к чертовой матери. |