Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В делах политических
Тарковский был дитя. Ему казалось, что против него плетут заговоры, что ему
планомерно мешают работать. Убежден, намеренного желания препятствовать ему в
работе, во всяком случае в последние годы, не было. Просто сценарии, которые он
предлагал вверху сидящим, казались им странными, заумными, непонятно о чем. В
них не было социального протеста, способного их испугать. Андрей не был
диссидентом. В своих картинах он был философ, человек из другой галактики. Быть может, я
ошибаюсь, но мне все же кажется, что от незнания политической реальности, от
наивности во многих вещах, от страхов, рождавшихся на этой почве, он съел
себя. Он постоянно был напряжен, постоянно - комок нервов. Никогда не мог
расслабиться. Когда Володя Максимов увез его в Италию и буквально насильно
вытолкнул на трибуну пресс-конференции, где Андрей заявил о своем желании
остаться за рубежом, состояние это достигло предельных степеней. Не будь
этого, он, думаю, был бы жив и ныне... Вспоминая Андрея
сегодня, не могу отделаться от чувства нежности к этому мальчику,
большеголовому, хрупкому, с торчащими во все стороны вихрами, грызущему ногти,
живущему ощущением своей исключительности, гениальности, к этому замечательному
вундеркинду. При 90 всей своей зрелости
он все равно навсегда останется для меня наивным ребенком, одиноко стоящим
среди распахнутого, пронизанного смертельными токами мира... ЖЕНЩИНА
БОТТИЧЕЛЛИ
«Дворянское гнездо»
получилось картиной очень живописной, очень красивой... Естественно, на нее
обрушился поток дерьма. Самое интересное
выступление было на съезде писателей. Выступал Евтушенко. У него были очень
натянутые отношения с Михалковым-папой, и он решил поквитаться, дав залп по
сынку, то есть по мне. «У меня еще не зажили рубцы от плетей и батогов, -
говорил он, видимо и сам в это веря, хотя в крепостных предки его не хаживали,
поскольку он сибиряк, - а в это время режиссер Кончаловский занимается
восхвалением помещичье-крепостной России». Слышал это собственными ушами, сидел
в зале. Если бы подобное происходило где-то в 30-40-х, меня бы, наверное,
хватил инфаркт - тогда такие речи кончались арестом, и нередко - прямо на
выходе. Но и времена были другие, и я из другого поколения. Мы уже глотнули
свободы - было смешно, а не страшно. У меня нет картин, к
которым отношусь безразлично. Все они для меня очень личные, все их люблю,
может, даже не столько саму картину, сколько время, которое с ней прожил.
Когда смотрю их, вижу не смонтированный материал, а то, что окружало тот или
этот кадр, что было после того, как мы его сняли, чем я жил, когда снимал его.
Я был молод, ощущение праздника не покидало меня, хотя, случалось, этот
праздник был от отчаяния. Иногда, утром придя
на площадку, я объявлял: |