Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Сегодня вечером
кутим! Стояли белые ночи. Мы ехали в «Европейскую».
Сидели за столом, заставленным яствами, слушали музыку битлов 91 в исполнении
ансамбля, погружались в дурман русского застолья. Спускалась из своего номера
Беата Тышкевич с верным адъютантом Валерой Плотниковым... Праздник не
прекращался. К этому времени
относится еще один роман. Героиню его буду называть Нина. Познакомились мы с
ней, когда я искал для «Дворянского гнезда» исполнительницу на роль молодой
княжны Гагариной. Мне тащили красивых девочек со всей Москвы. Привели и Нину,
она училась во ВГИКе. Она действительно была очаровательна, у нее были замечательно
голубые наивные глаза, профиль Грейс Келли. С прерывающимся от волнения
дыханием она преподнесла мне свою курсовую работу об «Асе Клячиной»... Нина была так свежа,
так хороша, так чиста и так глупа, что в целом это являло собой редкое
гармоническое единство. Возможно, я не прав. Скорее, она была не глупа, и даже
совсем не глупа. Но ее курсовая работа называлась примерно так:
«Интеллектуальный семантизм в экзистенциальном состоянии героев «Аси Клячиной».
Абракадабра на птичьем языке. Раскрыл, не понял ни единой фразы, но было очень
лестно. Все-таки обо мне, и с большим пиететом. Когда во ВГИКе
узнали, что она пробуется у меня, ее вызвала к себе начальственная деканатская
дама и сказала: - Ниночка, вы понимаете, что вы делаете? С кем вы связываетесь?
Это же Кончаловский! Безжалостный человек! Вы понимаете, что вас ждет?! Дайте
мне слово, что не позволите ему искалечить себе жизнь! Нина сделала наивные
непонимающие глаза и все, все обещала... Все, о чем
предупреждала ее деканатская дама, случилось. В Ленинграде. Еще до съемок я
часто возил ее туда. Никогда не забуду, как мы шли по залам Павловского
дворца-музея и между нами было такое эротическое напряжение (это, конечно, вещь
субъективная, но оно было), что, даже не прикасаясь к ней, я чувствовал каждую
ее клеточку. Не успел прикоснуться к ее руке, как она отдернула ее. Такой 92 силы чувственный ток
был между нами. Сводило просто до дрожи. Вот так... Почти 20 лет спустя,
снимая в Орегоне «Гомера и Эдди», я почему-то решил позвонить моей Нине в
Париж, она с боль-*шой нежностью говорила о времени, когда мы были вместе. - Какой ты был
замечательный! - сказала она. - Правда? Чем же я
был так хорош? - хотелось послушать про себя добрые слова. - Долгий разговор.
Когда-нибудь расскажу... Спустя время мы
встретились, я очень хотел послушать, каким она меня помнит. Тогда я уже
начинал писать «Низкие истины», набрасывал кое-что в своих тетрадях. Хотел
использовать и ее воспоминания о себе, молодом. Нина вспоминала наш
роман с умилением, с восторгом: слушая ее, я все больше приходил в ужас.
Человек, о котором она говорила, был глубоко чужд мне - наглец, беспардонный
хам. Чему тут умиляться? Даже прожив долгие годы за границей, она сохранила
свою русскую женскую суть. Неужели это был я? Я смотрел на себя как бы со стороны
и не мог в это поверить. |