Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В своем стремлении
понять себя, ухватить синюю птицу сновидения, Андрей шел не оглядываясь.
Пройденный им путь огромен. И все же, думаю, литературная часть его картин ниже
пластического ряда. Зато пластика феноменальна, божественна. Но мне в его
последних картинах чего-то не хватает, может быть, чувственности, душевной
сопричастности. 88 Возможно, в
Тарковском есть что-то, мне недоступное. Даже завидую тем, кого его картины
потрясают. Сам факт, что его творчество производит такой эффект, что оно так
влиятельно в среде молодых режиссеров, уже говорит о его значительности. Бунин
говорил об «Анне Карениной», что из нее неплохой бы роман мог получиться, вот
только надо слегка почистить. Для меня картины Тарковского слишком длинны, им
недостает чувства меры, надо бы их перемонтировать. Они как прекрасная музыка,
исполняемая слишком медленно. Сыграйте соль-минорную симфонию Моцарта,
замедлив раза в три. Никогда не мог понять, зачем Андрею такая медлительность.
Но он неизменно был уверен, что именно такой ритм и создает нужное восприятие. Музыка - не один
ритм, а смена ритмов. Андрей, мне казалось, насилует саму природу восприятия.
Может, я ошибаюсь, может, меня преследует страх посредственности, человека, не
чувствующего в себе одержимости таланта сломать все барьеры. Может быть,
Андрей достиг, говоря словами Шкловского, головокружительной свободы, а мне
она не дана. Я очень любил Андрея.
Наверное, потому он мне так часто снится. Странно, но во сне меня преследует
какое-то чувство вины перед ним. Хотя, рационально подходя, не могу что-либо в
наших отношениях поставить себе в упрек. Но где-то в подсознании живет чувство
вины - не знаю, за что. В последний раз, когда он снился мне, я спросил: - Почему твои картины
такие длинные? Их же скучно смотреть! Он хитро улыбнулся и
сказал: - Если бы у меня было
время, я бы тебе объяснил... - За ним стоял
санитар... Всякое великое
искусство - загадка. Загадку не выдумаешь из головы. Она должна родиться сама
собой. Всегда будут одиночками и Брессон, и Тарковский. Одиночки очень много
дали кинематографу. Каждый в одиночку бросался в пропасть, в надежде постичь
бездонные.глубины. 89 Хорошо бы
пересмотреть однажды все его картины заново. Вдруг после этого я скажу себе:
«Да, он во всем был прав!» Вряд ли так будет, но кто знает! Ему повезло, что свой
путь он начал в России, а не, допустим, в Швеции. Там он ни за что не смог бы
создать такой мозаики картин. Бергману очень нелегко было снять все то, что он
снял. Но и он не смог бы поставить «Рублева» -для Швеции это слишком дорогая
картина. Есть художники, к
которым карабкаешься, как по стеклянной стене, и ощущаешь, что сползаешь вниз,
не в состоянии проникнуть в глубь их раздумий. Таков Тарковский. Его последние
фильмы подобны прекрасному храму. |