Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Картина для меня
всегда ассоциируется с музыкой, с движением не мыслей, но эмоций. Если эмоция
прерывается, нарушается тот ток взаимодействия между экраном и зрителем,
который и создает целостность фильма. Андрей эту непрерывность нарушал
постоянно. В его фильмах временами просто выпадаешь из контакта с экраном, и
нужно усилие, чтобы удержать нить внимания. Нельзя заставить
смотреть Рафаэля, привязав человека к стулу. Чтобы Рафаэль был воспринят,
человек сам должен сесть на стул перед его картиной и сидеть сколько захочет.
Но в кино нельзя ни уйти, ни перевести взгляд с одной картины на другую, что
равносильно быть привязанным к стулу. Именно поэтому движение - основа
экранного образа. Тарковский не относился
к кино как к развлечению. Оно для него было духовным опытом, который делает человека
лучше. В этом убеждении он был до конца искренен и предельно серьезен. Ведь и
Скрябин верил, что музыкой можно исправлять преступников. Он верил в безграничность
силы искусства. У меня такой убежденности нет. Я, скорее, согласен с Феллини,
по мнению которого кино - замечательная игра, опасная игра, но все-таки игра.
Если выбирать между артистами-скоморохами и артиста• ми-пророками, первые мне
ближе. Придурковатым и юродивым тоже доступны глубины мудрости. 87 Детскость Тарковского
состояла в его глубочайшей наивной вере в абсолютную силу искусства, а отсюда
- в свою мессианскую роль. Он часто бывал несимпатичен как человек - и резок,
и зол, и всегда весь на нервах. Но за всем этим проступала стальная,
несокрушимая уверенность, что делать надо только так, как делает он. Помню, после
«Зеркала» мы вышли из зала с критиком Гастевым. Нам обоим картина не
понравилась, он припомнил фразу Андре Жида: «Когда искусство освобождается от
всех цепей, оно становится прибежищем химер». Это закономерно: у кого-то
картина вызывает возмущение, у кого-то - приятие, у кого-то - обожание, у
кого-то - шок. Работы большого художника вовсе не должны приниматься всеми и
однозначно. Когда после
Кандинского появился Джаспер Джонс, а затем - Бэкон, это было новым словом. Они
создали собственную эстетику. Когда появились первые абстракционисты,
казалось, будущие пути искусства уже определились. Отныне все пойдут лишь в
этом направлении. Но вскоре вернулась фигуративная живопись. То же случилось с
«новым романом». Основатели этого течения Ален Роб-Грийе, Натали Саррот
разрушали структуру принятого в литературе. Разрушение формы может доходить и
до абсолюта. Но это не значит, что отныне искусство потечет только по этому
руслу. Необходима амплитуда колебаний между открытием новых форм и возвращением
к прежним. Скажем, фильмы Эрманно Ольми внешне традиционны, очень просты и в то
же время очень новы. |