Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я сказал об этом
Андрею, как только увидел материал. Он со мной категорически не согласился, был
уверен, что все сделал как надо, не хотел ничего переснимать, как я его ни
уговаривал. Видимо, уже тогда он отдался влечению интуи- 85 ции, что вскоре и
стало главным качеством его картин. Членораздельный режиссерский язык стал
уступать место мычанию. Мы пикировались в статьях. Андрей писал об искренности
как важнейшем качестве фильма. Я отвечал: корова тоже мычит искренне, но кто
знает, о чем она мычит. Позднее я понял, что
и немой мычит искренне, и при этом ему есть что сказать. Фильмы Брессона
напоминают мычание немого, знающего нечто колоссально важное. Умение
высказывать невысказываемое - очень трудный способ разговора со зрителем. В
своих последних картинах Андрей внутренне опирался на Брессона. Нужно было
большое мужество, чтоб еще дальше развивать его принципы - отстраненность,
холодность, при огромной внутренней наполненности. Еще во времена
«Иванова детства» мы говорили с ним о чувственной природе экрана, об
эротичности -тогда его это очень занимало. Но постепенно он перешел в другую
веру. Часто говорят о
духовности его картин, о пронизывающем их нравственном идеале, об их
религиозности. Оттенок их религиозности, как мне кажется, показывает существо
проделанной им эволюции от культуры русской, православной, основанной сугубо
на чувстве, к культуре западной. В своем искусстве он
становился все более католиком, даже .протестантом, чем православным, сколь это
перерождение ни странно для него. «Если я говорю голосом ангела или дьявола, а
любви не имею, то слова мои - медь гремящая и кимвал бряцающий» - это
библейское изречение мы вложили в уста Андрея Рублева. От этой чувственной любви
Тарковский все более уходил к любви духовной. Душу у него заменил дух. Душа -
начало женское, теплое, согревающее, колышащееся, робкое. Дух - начало
мужское. Он -стекло (хочется сказать по-старославянски - сткло) и лед. Тарковский не одинок
в этом движении. Мне кажется, он продолжает целый ряд великих русских,
уходивших в своем духовном развитии от православия, - Чаадаев, Печерин. 86 Печерину принадлежат
строки: «Как сладостно отчизну ненавидеть и жадно ждать ее уничтоженья». Он
принял католицизм и уехал на Запад. Кстати, Лермонтов не случайно дал своему
герою фамилию Печорин - в нем черты Печерина, уставшего от родной страны
человека. Это была целая когорта русских, описанных Гершензоном в книге
«Молодая Россия». Мне кажется, что и замечательный поэт Арсений Тарковский в
своих стихах тяготеет к стройности почти эллинской. В них ясность и четкость
кладки из мрамора, а не витиеватость деревянных храмов, срубленных без единого
гвоздя. Может, Андрей и сам не заметил, как, начав строить из дерева, кончил -
из мрамора. |