Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
СНОВА О
ТАРКОВСКОМ
Тарковскому
«Дворянское гнездо» резко не понравилось. Правда, к следующей моей картине -
«Дяде Ване» он отнесся весьма одобрительно, но все, что я делал вслед затем -и
«Романс о влюбленных», и «Сибириаду», и мои американские картины, - не
воспринимал всерьез. Последние годы, время
создания четырех его последних картин, мы практически не общались. Наши
творческие позиции разошлись до степеней, уже непримиримых. Наверное, это
типично русская черта - чрезмерность. Хотя, казалось бы, что делить? Всем
хватит места на земле. Я отвечал Тарковскому
подобным же неприятием. Считал претенциозными и «Ностальгию», и «Жертвоприно- 82 шение». Считал, что
он больше занят поиском себя самого, чем истины. Он чем-то напоминал мне ту
самую розановскую вдову, смотрящуюся на себя в зеркало. Даже желание сохранить
раз найденный стиль, казалось мне, подавляло смысл его фильмов. Конечно, это
субъективно. Быть объективным
мешают мне долгие годы, связавшие нас дружбой, совместной работой,
соперничеством, ревностью. Мешают и постоянные сомнения: каждый, наверное,
подвержен им в оценке людей, мотивировок их поступков. Прежде всего я имею в
виду фильмы: они и есть главные поступки режиссера. Думаю, не один я - все, кто
пишет о нем сегодня, в большей или меньшей мере предвзяты. Правда, есть и
критерии вполне объективные - к примеру, отзывы, которые он получил на Западе.
Там отношение к нему было гораздо менее подвержено влиянию партийных схем. И
оно свидетельствует, что Андрей потряс устоявшиеся основы, поставил себя в ряд
истинных художников. Бергман считал
Тарковского единственным из режиссеров, кто проник в мир сновидений. Тот мир,
который Бергман лишь интуитивно нащупывал, Тарковский сумел воплотить в кино.
Большей похвалы Андрей не мог и ждать. Он глубоко ценил каждое бергмановское
слово о своих картинах. Правда, Бергман сказал и то, что последние картины
Тарковский снимал уже «под Тарковского», - но это написано, когда Андрея уже не
стало. Как ни странно,
Андрей снится мне чаще, чем кто-либо. Я с ним разговариваю во сне, даже летал с
ним по квартире. Мне самому это удивительно. Родная мать и та столько мне не
снится. Видимо, что-то связанное с ним проходит через всю мою жизнь. Чувствую,
что конфликт, разъединивший нас, продолжается и поныне. Да, он кажется мне
обескураживающе претенциозным: серьезность его отношения к собственной персоне
не оставляла места для иронии. Он ощущал себя мессией. Не 83 думаю, что подобное
качество помогает художнику. «Юмор, направленный на самого себя, спасает от
самовлюбленности», - говорил Михаил Чехов. Подобное отношение к себе мне
ближе. Тарковский был
пленником своего таланта. Его картины - мучительный поиск чего-то, словами
невыразимого, невнятного, как мычание. Может быть, это и делает их столь
привлекательными. По сравнению с ним я, видимо, всегда оперировал более традиционными
категориями. Наше расхождение началось на «Рублеве». И главная тому причина -
чрезмерность значения, придаваемого себе как режиссеру. |