Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Она отдала все сестре
Кате. Я был расстроен. Пропавшие
драгоценности давили меня огромным грузом, еще более усугубляя кризисное
состояние, в котором 80 я находился все время
съемок «Дворянского гнезда». От несчастья порой наглеют. Очень хорошо помню это
чувство. Ходил модный, элегантный, в черном бархатном пиджаке, в белой кепке,
белых брюках, с утра подшофе, с обреченной улыбкой на губах. Где-то далеко на
Елисейских полях в Париже была Маша Мериль. Я уже сказал Наташе, что ее не
люблю. Помню, она уезжала на съезд молодежи, смотрела на меня из окна автобуса
и ее черные глаза были полны слез - моя душа просто разрывалась на части! Наташа меня очень
любила. Хотела от меня избавиться. Я не давал ей развода. Боялся, что назло мне
выйдет замуж за первого встречного дурака. - Пока не кончишь
ВГИК, развода не получишь, - сказал я. Состояние по
Троцкому- ни мира, ни войны. Наташе я дал развод, когда встретил Вивиан и
понял, что женюсь. Это было уже в конце «Дворянского гнезда». Когда я монтировал
«Дворянское гнездо», от страха, что что-то не получится, не сложится, появились
странные монтажные прорезки - пейзажами, кадрами девочки с цветами, намеренно
нерезко снятыми: девочка вдруг стала лейтмотивом картины. Я в монтаже стал
искать то, чего в замысле не было, - ощущение рифмы. Эта девочка проходит
через картину как символ, мечта, греза... К «Дворянскому
гнезду» отношусь неравнодушно, трогательно о нем вспоминаю, хотя и вижу,
насколько картина не получилась - по отношению к задуманному. Снимай я ее 10
лет спустя, она бы соответствовала задуманному не в пример больше. В «Романсе»
я уже сумел столкнуть два мира, один разрушить другим - прозаическим черно-белым
финалом убить приподнято романтический стиль первой части. Наверное, без
«Дворянского гнезда» не было бы «Романса». Да, в картине не
удалось главное - выстроить драматургическое напряжение, но какие-то удачи в
ней все же были. Удалось выстроить атмосферу имения, дворянского быта. Но все 81 дело в том, что
строил я ее для того, чтобы потом показать грубость русской жизни, ее изнанку.
Красота и изящество получились, а грубость я, дурак, отрезал. Смонтировав картину,
подумал, что эта новелла не нужна, что неверно ее снял. Мало того, что я ее
отрезал, - отдал на смыв. Идиот! Мне казалось, что
картина с этим финалом разваливается. А, может быть, именно благодаря тому,
что с черно-белым финалом другого стиля картина разваливалась, она могла бы
стать явлением в кино того времени. Там был художественный ход, серьезный
режиссерский замысел. Это не формальный прием, не игра со стилем, а разрушение
одним содержанием другого. В этом суть, а не просто в поиске языка. Кишка
оказалась тонка. Показалось, что картина слишком длинна, не хотелось
осложнений с прокатом. Возобладал страх. Может быть, этот страх помешал мне
сделать мои шедевры - страх переступить черту дозволенного. Все время я писал
в своих дневниках: «Перешагнуть черту» -и никогда ее не переступал. Следовал
здравому смыслу. Слишком много во мне его оказалось. А шедевры создаются
тогда, когда о здравом смысле забываешь. |