Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
73 зофф», которой никто
никогда не видел, за исключением единственного просмотра в Канне. Где теперь
она?.. Забавно, что
«Дворянское гнездо» сделано под влиянием Феллини и Хамдамова. Великий классик и
студент ВГИКа. Роль Гедеоновского
играл Василий Васильевич Меркурьев. Дикого барина (эту роль мы ввели в
сценарий) - Евгений Лебедев. Характер - не из «Дворянского гнезда», а из
«Записок охотника». Коля Губенко сыграл лошадиного барышника- эта роль в
фильме осталась, она тоже из «Записок охотника». Мне казалось, что роль
Паншина, соперника Лаврецкого, должен играть человек, похожий на Гоголя. Я и
делал его похожим на Гоголя - с гоголевским носом, гоголевской прической, и
актера взял похожего на Гоголя - Сергачева из «Современника». Я собирал с миру
по нитке и все пихал в картину. Очень долго у меня
ничего не получалось. Боялся сам себе признаться, что не знаю, как снимать. Был
период во время ленинградской экспедиции (имение Лаврецких мы снимали в
Павловске), когда я, от ужаса перед необходимостью идти на площадку и что-то
снимать, выпивал с утра полстакана коньяка. Это давало некоторое иллюзорное
освобождение. Состояние было
отчаянное, и в этом состоянии у меня было одно желание - ощутить рядом
прерывистое женское дыхание. Так начался мой роман с Ирой Купченко. Меня мало
что останавливало. Ира очень
талантливый, очень цельный человек. В ней, в ее глазах есть невозмутимость
русского северного пейзажа, человеческое спокойствие, философский подход ко
всему на свете. Так же она отнеслась и к тому, что между, нами произошло.
Случилось это в гостинице «Советской» с фанерными стенами, под музыку
Перголези: я привез в Ленинград проигрыватель и кучу пластинок итальянского
барокко. Помнится, в номере было полно платьев с картины: мы наряжались в них,
играя... Никогда не забуду
сцены свидания Лизы с Лаврецким, когда она выходитла балкон, а он, стоя в луже,
признается 74 ей в любви. Это самые
красивые кадры картины: крупные планы Лизы полны такой одухотворенности, ее
прекрасные серые глаза глядят на вас так всепрощающе! В момент съемки я
чувствовал себя Лаврецким. Какое это было счастье! Сколько энергии дала мне
Ириша Купченко... Роман наш оказался
достаточно кратким. К концу картины мы были просто друзьями. Никогда не видел
ни обиды, ни претензий, ни следов горечи на ее лице, хотя натура она
интровертная: что переживает, что чувствует, не отгадаешь. А картина не
получалась. Я чувствовал, что в ней нет «мяса» - один соус, внешность,
декорация. Может быть, свободные импровизации на «Асе» развратили меня? Может
быть, я был просто не готов? Во всяком случая, я понял, что распустился, стал
вспоминать, как тщательно готовил «Первого учителя». Помню, я стал усердно
готовиться к сцене на конной ярмарке. Даже делал раскадровки, каждый кадр был
четко продуман. Первый раз пришло ощущение, что наконец-то вместо общих мест
появляется «мясо» взаимоотношений героев. Зацепившись за это, я стал наращивать
вокруг другие сцены - картина постепенно обрастала мускулами. Но все равно не
покидало ощущение неминуемого провала. |