Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Мне как режиссеру
свойственно, делая картину или еще на сценарном ее этапе, или даже на этапе
подготовки, аккумуляции материала, тащить все в дом. В записных книжках у
меня все, что может пойти в строку, пригодиться, дать толчок мысли, - огромное
количество разного материала. В «Асе Клячиной» это был в основном Платонов,
Гоголь, в «Дворянском гнезде» - все, что могло пригодиться для поиска стиля,
характера изображения, пластического решения. От Феллини в картине есть просто
прямое заимствование. В кадре возникают статичные музыканты - сначала четыре,
потом - пять, семь, десять, и начинается котильон. Этот прием «заимствован» у
Феллини - из «Амаркорда». Кто-нибудь заметил? Для парижского
эпизода Коля Двигубский придумал замечательные платья - из жатой бумаги,
лигнина (артисты пользуются им для стирания грима). Со стоячими воротниками. В
картине достаточно таких бумажных костюмов. 72 У меня был верный
человек - Кано, Каныбек, казах, практикант на «Дворянском гнезде». Он был моим
ассистентом еще на «Асе Клячиной», где, к прочему, сыграл эпизод - офицера-казаха,
уносящего со своими солдатами Асю, родившую в поле. Он обратил мое внимание на
своего однокурсника Рустама Хамдамова. Я посмотрел его
короткометражку - «В горах мое сердце», она произвела на меня большое
впечатление. Это была еще даже не дипломная, а курсовая работа. Там как раз и
играл Костомолоцкий, эксцентричный забавный старик. Я начал чувствовать, что,
как ни странно, маленькая картина студента Хамдамова у меня не выходит из
головы. Я о ней думаю. Она была очень красива, хотя в ней был некий маньеризм.
Многие решения в «Дворянском гнезде», сам его стиль определены ею. Я настолько
был под этим впечатлением, что попросил Хамдамова сделать костюмы, и в
особенности шляпы для героинь - к обиде художника по костюмам Нисской. Эскизы
ее костюмов были тяжелые, буквально следовавшие реальной моде тургеневского времени
- с рюшками и прочими, как теперь говорят, прибамбасами - на экране это
выглядело ужасно. : К недовольству Коли
Двигубского, и даже к обиде (но что поделаешь!), я пригласил на картину Рустама
Хамдамова. При всем огромном вкладе Ромадина, Бойма и Двигубского, мир
«Дворянского гнезда» в какой-то степени был создан также и четвертым художником
- Хамдамовым. Он сделал для нас замечательные шляпы с цветами на полях, чудные
творения - делал все своими руками. На картине он числился практикантом. Рустам, конечно же,
артизан, человек исключительного таланта, я относился к нему с любовью, даже с
обожанием; «В горах мое сердце», увы, оказалась единственной в списке его
работ. Потом была печальная история с фильмом «Нечаянные радости»,
неоконченным, из-за чего он был заново переснят - так появилась «Раба любви»
Михалкова. И потом еще одна печальная история - с «Анной Карама- |