Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Думаю, мы написали
очень хороший сценарий. Но, как выяснилось, режиссерски я к нему еще не был
готов. Не дотягивал до задачи. Думаю, это мог бы поставить такой мастер, как
Антониони, или кто-то еще, владеющий тайной атмосферы в кино - может быть,
Никита, каким он нашел себя в своем «Обломове». Давалось «Дворянское
гнездо» страшно трудно - стиль картины никак не находился. Все проваливалось
между пальцев. 70 Я читал всего
Тургенева, все о Тургеневе, все вокруг Тургенева. Старался осмыслить главный
камень преткновения всех философских споров российской интеллигенции
-славянофилов и западников. Как относился
Тургенев к этим спорам, на чьей он был стороне? Есть такая книжечка «История
одной вражды», рассказывающая, как и почему возникла никогда потом не утихавшая
взаимная неприязнь Тургенева и Достоевского. Они встретились в Германии, и
Достоевский обвинил Тургенева в ненависти к России. Он не мог ему простить
слова героя «Дыма» Потугина: «Наша матушка Русь православная провалиться могла
бы в тартарары и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы
родная: все бы преспокойно оставалось на своем месте...» А когда Достоевский
вдобавок обрушился с бранью на немцев, Тургенев, побледнев, сказал: «Говоря
так, вы меня лично обижаете. Знайте, что я здесь поселился окончательно, что
сам себя считаю за немца, а не за русского». Достоевский не мог
«слушать такие ругательства на Россию от русского изменника» и никогда не мог
простить Тургенева - тот его «слишком оскорбил своими убеждениями». Этот спор для меня
продолжался и в картине: есть ли у человека духовные корни, Родина, нужна ли
она, зачем и кому нужна? Это вопросы вечные, логически неразрешимые,
недоказуемые, тем и интересные. Пробы к картине я
делал тщательно. Было трудно ощутить главные характеры - Лаврецкого и
Калитину. На Лизу пробовалось бессчетное множество красивых девушек со всех
институтов. Пробовалась волоокая русская красавица Катя Градова. Девушки шли
косяком, что вообще приятно - особенно режиссеру, начинающему и нахальному.
Среди других пришла девочка из вахтанговского училища, огромные серо-голубые
глаза-блюдца, нос уточкой, очень красиво очерченный рот. А я, уже матерый
режиссер, сижу в кресле, нога на ногу. Рассматриваю ее. Она молчит, и я молчу.
Молчим минуту. Она вспыхнула. 71 - Я могу уйти. Уже и привстала. - Нет, зачем же? -
говорю я. - Погодите. Мы начали ее одевать,
сделали пробы - получилось замечательно. Лизой Калитиной стала Ира Купченко. На роль Лаврецкого
пробовался Сафонов, очень хороший, аристократичный актер. Но стиль картины
по-прежнему не находился. Я все не мог понять, чего хочу. Как раз в это время
Андрей Смирнов снял прекрасную новеллу - «Ангел». В определенном отношении
«Ангел» был прорывом в эстетике советского кинематографа. Впечатляли
удивительная пластика, фактура и, главное, режиссерское толкование материала.
Роль комиссара в «Ангеле» играл никому не ведомый актер из Брянска - Леонид
Кулагин. Русые волосы, бычьи глаза, тяжелая челюсть. Он мне очень понравился,
меня потянуло в его сторону. Подумалось, что его Лаврецкий будет интереснее - в
нем было больше мужика. На роль немца Лемма взяли Костомолоцкого, чудного
старика из театра Моссовета. |