Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Существуют как бы два
Тургенева. Один - умелый мастер конструирования сюжетов, поэт дворянских
гнезд, создатель галереи прекрасных одухотворенных героинь. А другой - великий
художник, пешком исходивший десятки деревень, видевший жизнь как она есть,
встречавший множество разных людей и с огромной любовью и юмором их описавший. В письмах Тургенева из-за
границы нередки строки такого рода: «Вчера было скучно. Долго ждал поезда.
Сидел в ресторане на станции. Хорошее было вино. Выпил бутылку и пошел
сюжетец». «Сюжетцы» в своих романах он прескладно сочинял. А потом тот же барин
Тургенев брал перо и писал кусок российской жизни - свои «Записки охотника».
Они будто написаны другим художником. В них - сочность характеров, почти
гоголевские гиперболизированные образы, юмор, которого в романах напрочь нет.
Взять хотя бы рассказ «Чертопханов и Недопюскин» - два абсолютно гоголевских
характера. Неходульно, смешно, по-русски сочно, без тени идеализации - проза
русского классика. Бессмертные образы! Создав их, Тургенев вообще мог бросить
писать - слава и так была бы ему навек обеспечена. Мне захотелось соединить
эти два стиля в одной картине. Я задумывал ее как сопряжение двух миров, один
из которых как бы дополнял другой. Последней частью сценария была новелла, в
которой герои романа - Лаврецкий к Гедеоновский встречались в трактире,
где шло соревно- 69 вание певцов.
Цветной, идеализированный, романтический мир «Дворянского гнезда» должен был
столкнуться с черно-белым миром «Записок охотника», в какой-то мере
пересекающимся с эстетикой «Аси Клячиной». То есть я собирался
создать мир цветов, сантиментов, красивый, роскошный - такой торт со взбитыми
сливками, а потом хорошенько шлепнуть кирпичом по розовому крему. Взорвать
одну эстетику другой. Преподнести зрителю ядреную дулю: после сладостной музыки
и романтических вздохов - грязный трактир, столы, заплеванные объедками раков,
нищие мужики, пьяные Лаврецкий с Гедеоновским, ведущие разговор о смысле жизни.
И в том же трактире - тургеневские певцы. Как бесконечно далеки друг от друга
эти баре и эти мужики: и все хорошие, любимые автором люди, а между ними -
пропасть, проложенная цивилизацией и историей. В этой пропасти истоки судьбы
России. С таким намерением я
начинал снимать «Дворянское гнездо». Набравшись наглости, я заявил, что для
картины мне нужно три художника - такого на «Мосфильме» еще не бывало. Двигубский
должен был делать Париж, Ромадин - имение Калитиных, Бойм - Лаврецких. Все
трое -лучшие художники студии. Дирекция мне отказала. В ответ я заявил, что
прошу меня освободить от картины. Выхода у них не было, пришлось разрешить.
Каждый из художников делал мир, совершенно отличный от других по своей
стилистике. |