Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Так начиналась
театральная карьера и будущая слава Романа Виктюка. «ДВОРЯНСКОЕ
ГНЕЗДО»
Первую картинуя
снимал среди баранов, кобыл, юрт, стойбищ. На сапоги налипало овечье дерьмо.
Вторую - в деревне. Опять избы, дождь, хожу в ватнике и ватных штанах, ем
перемазанную сажей картошку. Кругом коровы лепехи, также в достатке налипавшие
на сапоги. Надоела грязь, ощущение скотного двора. Очень захотелось снять
что-то красивое, чистое, цветастое, с большими бабочками и шляпами. Шел 1967
год. В Москве на фестивале показали «Леопарда» Висконти. Хотелось чего-то в
том же ключе. Чтобы не шагать по полю в овечьих какаш- 67 ках и коровьих блинах.
Подумалось: хорошо бы снять Тургенева- «Где тонко, там и рвется». Почему-то я
запал именно на эту пьесу. Снимать пьесу - дело
вроде как нетрудное. Но как раз в это время я посмотрел фильм по какой-то
классической пьесе. Это было так убого, с таким отсутствием культуры, понимания
красоты XIX века, его живописи, культуры, воздуха, наконец. Подумал: «Если б
только дали снимать!» Я же был режиссер запрещенного фильма. Но случилось чудо.
Меня вызвал Сурков, главный редактор Госкино. - - Не хотели бы снять классику? - Как раз об этом я
сейчас думаю. Очень хочется снять фильм про бабочек, перелетающих с цветка на
цветок. «Где тонко, там и рвется» Тургенева. - А не лучше ли взять
к юбилею Тургенева какой-то его роман? И предложил - «Отцы и
дети» или «Дворянское гнездо». «Отцы и дети» делать не хотелось - слишком уж
нагружено идеологией. «Дворянское гнездо» казалось гораздо более
привлекательным. Я согласился, хотя роман читал не упомню когда, еще в школьные
времена. Сказав «да»,
отправился узнать, на что согласился. Прочитал и пришел в ужас.
Сентиментальный язык, романтические пейзажи, идеализированные герои, идеальная
девушка Лиза Калитина. Стало не хватать запаха навоза, от которого так хотел
избавиться. Полное отсутствие «низших истин» - все сплошь «возвышающий обман». Начал читать подряд
всего Тургенева, чтобы понять его мир, перетащить из других произведений то,
чего здесь недоставало. Работать мы
договорились с Валей Ежовым. После лета в Коктебеле и «Белого солнца пустыни»,
с которого я сбежал, уже осенью, в Москве, мы сели за тургеневский сценарий.
Хорошо помню, как должен был вытащить Валю на худсовет по заявке, написанной
между двумя гигантскими 68 попойками. С утра
заехал к его знаменитой подруге, где пришлось в прямом смысле вынуть его из
постели. Я надел на него галстук, побриться он уже не успевал - до худсовета
еще надо было опохмелиться. Худсовет, не долго заседая, постановил заключить с
нами договор. Читая Тургенева, я
первый раз отметил полярность его эстетических вкусов. С одной стороны,
условный, романтизированный, идеологизированный мир его романов, с
неправдоподобием дворянской идиллии, с другой - натурализм и сочность «Записок
охотника». |