Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- П-па-следний раз я
с тобой куда-нибудь еду и вообще п-па-следний раз ты за границей! Могу понять отца. Я
не позвонил и исчез. Свинья, да и только. Надо выезжать на аэродром - меня нет.
Голова гудела после шампанского, я еле успел сбросить вещи в чемодан, кое-как
мы поспели на самолет. Но эта полукитаянка! Было что вспомнить... 65 ЗАПРЕЩЕННЫЙ
СПЕКТАКЛЬ
Нам с Тарковским
позвонил молодой режиссер. Сказал звонким задыхающимся голосом: - У меня последний
раз спектакль. В Калинине. В Театре юного зрителя. Его закрывают. Очень прошу,
посмотрите. Может, сумеете как-то за него заступиться. Не помню уж, кто
именно закрывал спектакль - то ли идеологический отдел ЦК ВЛКСМ, то ли местные
власти. Во всяком случае, это был вопль отчаяния, и мы откликнулись на него.
Поехали смотреть запрещенное искусство. Была зима, жуткий
мороз, градусов тридцать. В моей «Волге» не работала печка. Ужас! Пока доехали
до Калинина, окоченели насквозь. Зашли в театр. Зрелище привычное до невыносимости.
Крашенные синей краской стены, полутемный зал, в зале - человек тридцать
зрителей, добрая половина - солдаты. И в приличную погоду сюда наверняка мало
кто заглядывал, а в такой мороз - вообще пустота. Познакомились с
режиссером. Молодой. Нервный. Горит одержимостью. - Сейчас начинаем, -
сказал он. Открылся занавес.
Декорация довольно модерновая. Насчет героя запомнилось больше всего то, что
он, кажется, был в кожаных джинсах. Такие тогда носил только Высоцкий,
недавно женившийся на Марине Влади. О чем был спектакль,
из-за чего горел сыр-бор, в памяти не сохранилось. Но где-то посреди первого
акта герой вскочил на стол, взял микрофон, заиграла музыка, он запел, музыка
внезапно оборвалась, а с ней и пение: это была фонограмма. Растерянный актер
стоял на сцене, смотрел по сторонам. Дали занавес. Вышел режиссер. - Просим извинения, -
сказал он. - Произошла техническая накладка. Скоро мы ее устраним и начнем
снова. Потом он пришел к нам в директорскую ложу, сказал: - Сволочи! Они это
делают нарочно, чтобы дискредитировать мое искусство. Вы представляете?
Простите, ради 66 Бога. Подождите еще
немного. Сейчас привезут копию фонограммы. - А с этой что случилось? - Меня так не любит
звукотехник, что он нарочно порвал ленту и еще залил ее ацетоном. Он говорил это, чуть
не плача. Его было очень жалко. Мы пошли в буфет. Еще
не отошли от холода. В буфете продавался коньяк (в московских театрах спиртное
не продавали). Взяли бутылку. Вокруг бродят унылые солдаты, у них денег на
коньяк нет. Прождали час, уговорили полбутылки, потом - всю до дна. Потеплело.
Часов в девять прозвенел звонок. Поднялись опять в зал. Опять начался спектакль,
опять герой залез на стол, пошла фонограмма, но теперь - задом наперед. Актер,
естественно, петь не мог -занавес опять закрылся. Бедный режиссер! Представляю,
что он в этот момент переживал. Но нам дольше уже оставаться было нельзя, надо
было возвращаться домой. Мы с Тарковским тихонько вышли из директорской ложи;
тепленькие, сели в студеную, промерзшую машину, поехали в Москву. Печально и
трогательно... |