Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
12 всем понятен. Человек
как бы возвышается духом без затраты духовных усилий. Ну, конечно же, кино
тоже обман. Великий обман. Эйзенштейн, как рассказывают, любил начинать свои
лекции с того, что кино - обман по своей природе. Человек думает, что ему два
часа показывают кино, а ему половину этого времени показывают черную шторку,
перекрывающую объектив проектора, пока грейфер ставит перед ним следующий
кадрик. Но это, так сказать, обман технологический. Дело техников: как обмануть
зрителя, чтобы движение имело иллюзию реального. Дело художника: как обмануть
зрителя, чтобы сыгранные чувства они приняли за подлинные, поверили в правду
мира, рожденного авторским воображением. В этой книге,
продолжающей «Низкие истины», я возвращаюсь опять к началу своей биографии, на
этот раз биографии творческой, говорю о своих фильмах, замыслах, сценарных
проектах, работе в театре и даже в площадном искусстве. Как правило, мы
уверены, что мир является таким, каким мы его видим. Нам не часто приходит в
голову мысль: «А может быть, все, что я вижу, на деле вовсе не так?» Наши
заблуждения нередко проистекают из веры, убеждений, а вера, пусть и не
соответствующая истине, дает энергию. Толстой называл это «энергией
заблуждения». Художнику свойствен
некий идеал, а идеал -это уже само по себе вещь нереальная. Достоевский
говорил, что, если бы пришлось выбирать между Христом и истиной, он бы остался
с Христом. Иными словами, ему все равно, насколько его идеал отвечает истине.
Предпочтительнее заблуждение, если оно дает внутреннюю опору, становится путеводной
звездой, компасом. Не важно, придем ли мы к цели; главное - не сбиться с пути. Идеалы и есть
возвышающий обман. Любые идеалы. В силу уже одного того, что они идеалы. Но они
обман, ибо реальны лишь в абстрактных координатах. В платоновском мире «чистых
идей». 13 Я уже вспоминал мысль
Горенштейна о том, что если Толстой и Достоевский были Дон-Кихотами русской литературы,
то Чехов был ее Гамлетом. Очень верная мысль. Чехов - единственный человек в
русской литературе, у которого не было претензии на знание истины. Существует
достаточно убедительная точка зрения, что знание истины не дано человечеству.
Уже потому, что все мы внутри жизненного процесса, а не вне его. Это, кажется, Чехов,
еще в бытность свою Чехонте, сказал: «А что, если вся вселенная находится в
дупле гнилого зуба какого-нибудь чудовища?..» Признаем, возвышающий
обман - это то, без чего мы абсолютно не можем жить. Человек, начав понимать,
что смертен, не находит успокоения, покуда не придумает способ примириться с
этой неизбежностью. Например, поверив в то, что после смерти есть жизнь, что
существует реинкарнация, что дух бессмертен и неуничтожим. Надежда на
помилование живет, я думаю, в каждом. |