Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Возвышающий обман
необходим, ибо без него не было бы сил жить. Но фокус в том, что обман имеет
шанс стать истиной. Человечество движется
от одной иллюзии к другой. Что, как не возвышающий обман, идея «свободы,
равенства, братства»? Все надежды на построение справедливого общества -
социализма, коммунизма, «царства солнца» - основаны на этой иллюзии. Как трактовать слово
«возвышающий»? Нас идеализирующий. Делающий нас лучше. Дающий некую перспективу,
направление движения. Движение, если говорить о развитии, не горизонтально. Оно
происходит вверх - по спирали или как-то иначе, но вверх. Мир становится сложнее,
мы становимся сложнее. Художнику необходима
перспектива. Свое произведение он творит согласно некому представлению об
идеале, в сколь бы различных обликах тот ни выступал. Даже само разрушение форм
может выступать в качестве идеала. 14 Творчество есть
попытка запечатлеть увиденное, услышанное, прочувствованное - то, что
представилось в момент наития. Я уже сравнивал мальчиков, занимающихся онанизмом
в «Амаркорде» Феллини, с творцами - их фантазия тоже обуреваема неким идеалом.
Идеал необходим для творчества. Даже в самых горьких, пронзительных откровениях
о низости рода людского, несовершенстве самой породы человека, как, скажем, в
книгах Селина, сквозит горечь от того, насколько мы не соответствуем идеальному
представлению о себе, нами же самими созданному. ПА-ДЕ-ДЕ
Где-то в середине
50-х папа взял меня в гости к одной своей приятельнице. Был большой обед.
Пришел Касьян Голейзовский, замечательный хореограф, балетмейстер Большого
театра. Сама хозяйка, обаятельная женщина, типично русской красоты - курносая,
голубоглазая, принимала нас со своей дочерью и мужем. Мужа звали Жора, у него
был сломанный нос и заразительная улыбка. Он отсидел по 58-й статье, не так
давно был реабилитирован, очень забавно рассказывал, как хохотал, радовался и
кричал: «Подох!», вбегая в барак с газетой о смерти Сталина. Зэки даже
испугались, увидев, как он скачет и пляшет. Дочка, красивая,
бледная застенчивая девочка Ира, училась в балетном училище Большого театра.
Нас, детей, посадили рядом, мы неловко разговаривали. Потом, вспоминая этот
обед, я припомнил и обращенные на нас заинтересованные взгляды взрослых, на
что в тот момент не обратил внимания. Думаю, у папы и у его чудной приятельницы
была душевная идиллия, которую им внутренне хотелось распространить и на нас.
На что я и клюнул. Девушка мне очень понравилась. Я стал за ней ухаживать. Видимо, не случайно
на обед пригласили и Голейзовского. Ира кончала училище, ее надо было устроить
в Боль- 15 шой театр. Фамилия ее
была Кандат - папа Иры, первый муж Ириной мамы, ленинградский саксофонист, был
латыш. Ира приезжала к нам
на дачу на выходные. Мы катались на лыжах. Летом поехали на юг, в Крым. Родители
нас отпустили, уже не сомневались, что мы — состоявшаяся пара. Меня это
ввергало в некоторую панику. Мы были влюблены, целовались до полубезумия. Я не
хотел лишать ее невинности, боялся такой ответственности, покуда не был
уверен, что женюсь. Мы спали в одной постели, два молодых животных, она
доходила от моих поцелуев, у меня все звенело - так я хотел ее, простыня стояла
горбом, но я не мог решиться... «Ты не мужчина!» - плакала она. |