Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
ВОЗВЫШАЮЩИЙ
ОБМАН
Человеку свойственно
иметь идеал. Как правило, идеал -это то, чего у нас нет. Как только желаемое
достигнуто, оно уже не идеал. Человеку хочется не
просто иметь идеал, но и внутренне ему соответствовать. Возвышающий обман -
это, может быть, обещание себе: «с первого января бросаю курить». Живя этой
сладостной надеждой, я продолжаю жить, как жил всегда. Наступает первое
января, и я говорю себе: «Ну вот, еще несколько дней! Закончу работу - и
непременно брошу». Или: «Наконец покончу с этим проклятым разводом, и тогда -
ни одной сигареты!» Мы назначаем себе следующий горизонт, до которого еще надо дойти.
Откладывая на будущее, всегда имеешь успокаивающую перспективу. На свои недостатки
приятнее смотреть сквозь пальцы, давать индульгенцию своим слабостям. Или возвышающий обман
может принимать облик искренних слез благодарности в ответ на наглый подхалимаж,
на бесцеремонную лесть. Когда матери хвалят ее ребенка, 11 это часто ложь, но
мать всегда готова верить! Это обезоруживает. Людям хочется казаться лучше,
чем они есть па самом деле. Влюбленность - тоже
обман. Или самообман. Мы влюблены до тех пор, пока обманываем себя,
идеализируем объект наших чувств. А идеализация - это исключение негативных
черт, то есть возвышающий обман. Влюбившись в женщину, мы видим ее идеальной, а
потом, когда любовь проходит, не только уродкой, но монстром, чудищем, что,
разумеется, неправда. Это тоже иллюзия. Любовь, конечно, не
тождественна влюбленности. Можно любить человека и со всеми его недостатками,
можно даже недостатки воспринимать как достоинства. Любовь как
определение чувства тоже исторически возникла как метаморфоза плотского
влечения, постепенно соединяясь с началом духовным. Позже, в христианском мире,
все, относящееся к плоти, объявлялось греховным и потому нуждалось в духовном
противовесе, в возвышении чувства, в придании ему некого божественного начала,
воспаряющего над грехом вожделения. В странах Востока любовь идеализировалась
обожествлением сексуального акта, как такового. «Кама сутра», известнейший из
трактатов о любви, призывал познавать ее тайны, совершенствоваться в технике
соития, позволяющей открыть высшие формы жизни духа. Самый возвышающий из
всех возвышающих обманов -искусство. Не многие из
художников ставили своей целью привести человека к депрессии. В общении с
искусством человек хочет обрести надежду. Искусство без надежды не привлекает
его. Не говорю о трагедии; надежда, которую дает она, не в обретенном героями
счастье, а в утверждении силы человеческого духа, готовности на смерть во имя
истины. К надежде трагедия ведет через катарсис. Но большинство зрителей
предпочтет площадную комедию высокой трагедии: ее путь к надежде гораздо более
прост, очевиден и |