Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я говорю о
приближении к смерти. Подойдешь к зеркалу и видишь не лицо, а мятую ж..у.
Тихонько думаю про себя: хорошо бы никто не узнал, что я только сам знаю. Так вот, все, что я
пишу о себе, - это то, что я хочу, чтобы вы про меня знали. Это
возвышающий меня и вас обман. Если вдуматься, если
рассудить: в чем причина моей любви к себе? Сколько раз я поступал нехорошо, но
находил мотивировки и оправдания этим поступкам. Сначала находишь оправдания,
потом стараешься забыть. Оправдание нужно лишь затем, чтобы не свербило.
Мотивировки и оправдания, даже фальшивые, успокаивают. Если человек
оправданий себе не находит, значит, у него есть совесть. Как правило, человек,
у которого есть совесть, несчастен. Счастливы люди, у которых совесть скромно
зажмуривается и увертливо находит себе оправдание. Таков я, в частности. 9 Знаю, что очень
виноват перед одним своим другом, который умирал от инсульта, а я три года не
собрался к нему зайти. Юлик Семенов болел, у него был паралич, а я ездил мимо и
не поднялся к нему ни разу. Тогда мы не были уже друзьями, но все равно можно
было зайти. Я этого не сделал. Неприятно было заходить к больному,
парализованному. Мне сейчас об этом припомнила сестра, и она права. Всякий раз, когда
поднимало голову чувство вины, я пытался себя оправдать, запихнуть его куда-то
под ковер своего сознания. И кто более счастлив: тот, кто находит оправдание
своим поступкам, или тот, кто не находит? Получается, что тот, кто находит
оправдание, совести не имеет. А тот, кто имеет совесть, несчастен. Но вот успокаиваешь
себя прекрасной мыслью. На самом-то деле, когда я говорю, что виноват, это
вовсе не значит, что я сделал кому-то очень-очень больно. Я никого не убивал,
никому не вредил, никому не желал зла, а если и желал, то никогда этого не
выражал и гнал саму эту мысль от себя. Но достаточно ли не делать зла, чтобы
быть хорошим человеком? Наверное, нет. Чтобы быть хорошим человеком, надо
делать над собой усилие. Не очень много добра я сделал. И усилий делать добро
помню немного. А если у тебя нет времени сделать добро, значит, у тебя нет
времени стать хорошим человеком. Мало у меня было
времени, чтобы стать хорошим человеком. За что же я люблю
себя? Любить-то вроде особенно не за что. Мне, себя лично. Мы все время
повторяем евангельские слова: «Возлюби ближнего, как себя самого». Эту заповедь
тоже можно использовать как некую индульгенцию самому себе, как оправдание
любви к себе. Почему же я все-таки
люблю себя? Может, просто потому, что самодовольно спит моя совесть? Или,
скорее, потому, что другого меня нет - есть только такой я? Приходится любить
то, что есть. И еще потому, что должен, как и все, умереть. 10 Ну а как же насчет
души, которая «в заветной лире мой прах переживет»? Может такое случиться? Вряд
ли... Но даже если предположить, что переживет, уже не будет душистых
круассанов с черным кофе, не будет запаха хорошей сигареты, столь вредной для
здоровья. Не будет там, в мире без плоти, упругого, сквозь теплый шелк, бедра
женщины, на которое можно положить руку и никто не отодвинет ее... Не будет
«мечты о розах в кабине «роллс-ройса»...» (О. Мандельштам); не будет теплого
ветра, врывающегося в машину, не будет аллеи, рябящей пятнами солнца... Не
будет тех чувственных ощущений, которые доставляют такие мимолетные и такие
неизбывные радости, такие моменты счастья! И, может, люблю я не себя, а жизнь,
которая живет через меня. |