Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
44 этой правдой, тем,
что не придумаешь. Попробуй придумай, как кто-то кого-то из ревности убил!
Скажут, ерунда, вранье. Все, что рассказывала Саввина, было из жизни этой
семьи, этого дома. Поскольку
Чиркунов-Егорычев играл на гитаре и к тому же мне нравился его хриплый голос,
я, в продолжение сцены, велел ему садиться и петь «Бьется в тесной печурке
огонь». Этого тоже бы не было, если бы он не умел петь. И не будь у него на
груди татуировки с Лениным и Сталиным, я бы никогда не придумал сцену, где
маленький мальчик смотрит на татуировку, показывает на Сталина, спрашивает:
«А это кто?» Мальчик родился уже во времена, когда можно было и не знать, кто
такой Сталин, Танки тоже возникли
потому, что танкодром был рядом - в сценарии никаких танков не было. Какое
счастье было поддаваться жизни со всем великим богатством ее подробностей! Сцена в баньке, когда
Чиркунов пристает к Асе. Сцена с сундуком. Когда на каком-то чердаке я увидел
этот сундук, этот интерьер, этот манекен - атрибуты сюрреализма с картин Макса
Эрнста или Рене Магритта, сразу стала понятна атмосфера сцены. Кое-что на натуре в
«Асе» я снять не успел. Поэтому пришлось переписывать какие-то куски сценария.
Надо было связать в один узел сцены, потерявшие из-за неснятого единство
развития. Я вызвал Клепикова. Мы написали сцену в вагончике, где Степан
говорит Асе: «Вот ты у меня где!» И когда Чиркунов уговаривает: «Выходи за
меня!», она отвечает: «Не люблю я вас. Извините, ради Бога». Она уходит...
Эта центральная узловая сцена связала картину, драматургически мотивировала,
что привело Асю к идее самоубийства. В первоначальном сценарии она решала
вешаться... В фильме вместо этого запирается в сундук. Тот самый, который я
нашел на чердаке. 45 СВОБОДНЫЙ
ПОЛЕТ. ПРАЗДНИК
Все переделки
сценария производились прямо по ходу съемок: начав снимать, я понял, что не
сделаю картину, если оставлю все, как было написано. А сценарий-то был хорошим!
Я и сейчас задумываюсь: стоило ли его менять? Отличный бы фильм получился. Хотя
совсем иной, чем я сделал. Поскольку картина
рождалась в свободном полете, такое она и обрела дыхание - свободное, раскованное;
она получилась легкой по языку, деструктурированной, без явно выраженной
драматургии. И конец с цыганами тоже появился не из сценария. Просто неподалеку
на Волге была цыганская деревня, и я придумал праздник в конце. К нему я очень
тщательно вел развитие фильма. Могу сказать, откуда
этот праздник у меня появился -из Феллини, из «8 1/2». Подобный карнавальный
финал, где смех сквозь слезы и слезы сквозь улыбку, великий музыкальный выход,
я использовал дважды. Второй раз - в «Сибириаде». Там, в финале, на горящем
кладбище, опять возникает праздник: из разных времен приходят герои -поцелуи,
смех сквозь слезы, просветление, сменяющее отчаяние, катарсис. Это от Феллини,
от него, от гения непревзойденного. Но поскольку я не крал у него форму, а
лишь черпал вдохновение, музыку души, то мысль о плагиате никому не приходила
в голову. Но именно Феллини со своим феноменальным прозрением, с этим выплеском
карнавала дал толчок рождению двух этих финалов. Оба они решены очень
динамично, в них все движется - бегут куда-то люди, танцуют, кого-то тащат,
сбрасывают куда-то вниз, в овраг сарайчик... А в «Сибириаде» - восставшие из
могил мертвые, трактора, огонь... Очень русский праздник. Вдохновленный
итальянским гением. |