Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В «Асе Клячиной» меня
вело. Тащило куда-то. В странный мир сюрреалистической сказки. Мало-помалу на
каких-то кусках я стал фантазировать, искать, где романтический
документальный жанр, хроникальная манера фиксации могли бы плавно переплыть в
некий сюрреализм. В этом мире мальчик лет шести мог в кровь избить мужика
палкой, дед мог встать из гроба и проститься с оплакивающими его родными,
петух мог взлететь на голову деда и стоять на ней, словно бы явившись сюда с
картины Шагала. Если пытаться
определить жанр шагаловской живописи, то самое точное определение: «Народный
лубочный сюрреализм». Мне этот жанр казался очень интересным, особенно если
этот лубочный сюрреализм переплетается с хроникальным материалом. Как память об
этих намерениях остались фотографии: петух на голове у деда, я держу в руках
окровавленную коровью голову. С этой головой Чиркунов в дождь должен был выйти
на Степана, забодать его 43 рогами, а мальчик
должен был избить Степана за то, что тот плохо обращается с Асей. Все это сон,
посреди которого Степан должен был проснуться. Мне хотелось создать этот мир
сновидений, с привкусом Маркеса и Бюнюэля. Все было снято, все это в картину не
вошло... То ли мне не хватило
мужества сталкивать крайности, то ли это на самом деле вываливалось из
стилистики, но, так или иначе, сюрреалистическая сказочка ушла, а документальный
рассказ остался. В этом смысле считаю фильм неудачей. Того, что хотел, не
сделал. Осталось хотеть того, что получилось. «Что получилось, то и хотел». Как
часто кинорежиссеру приходится оказываться в такой ситуации и как редко он в
этом признается. Помню, мы искали интерьеры
в деревне. Само село -красоты немыслимой, дома над Волгой на разных уровнях -и
у самой воды, внизу, и вверху, у обрыва. Дома добротные, первый этаж
кирпичный, второй - из бревен. Полати, чердаки. Глаза радуются! Новые сцены
рождались словно бы сами собой. Шли прямо от самой жизни, нас окружавшей. Ию Саввину я заставил
жить в избе - той самой, где мы потом снимали. В избе жили четыре старухи -
прабабушка, бабушка, мама и дочь. На стенах висели фотографии, в углу - образ.
Старухи рассказывали Ие, кто на этих фотографиях. В этой избе когда-то жил
Клячин, живой человек именно с этой реальной фамилией. «Ася Клячина» возникла
только тогда, когда мы пришли снимать в эту избу. Ия Саввина истово изучила все
фотографии, запомнила все, что слышала от старух, и с первого дубля, без
репетиций, прямо в кадре это же и рассказала зрителю. И про то, как один из
Клячиных кого-то от ревности убил, и про картинку, которую подарил художник, и
про икону, на которую смотрел, когда умирал. Сцена в первоначальном варианте
была только о том, как к Асе приходит Чиркунов и начинает к ней приставать.
Начального куска, Асиного рассказа, не было. Мне страшно хотелось насытить
картину |