Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я очень тщательно
готовился к финалу «Аси». По наитию его снимать было нельзя. Все надо было
продумать. Обманывать тоже надо
уметь. Я учился этому у великих. Великий возвышающий обманщик Куросава! И он, и
Бю- 46 нюэль, и Феллини, и
Бергман, мои кумиры - все великие возвышающие обманщики! Они великие именно
потому, что создают свою реальность, очень непохожую на жизнь. Но эта
придуманная реальность волнует. Заставляет смеяться и плакать. Ибо в этой
театральности - жизнь духа, абсолютная убеждающая правда. Конечно же, великий
обман искусства должен быть возвышающим. По каждой картине я
могу проследить, что и у кого «заимствовал», можете считать, крал. Или, если
хотите, - кто меня вдохновлял. И до сих пор вдохновляет. Когда что-то не
получается, снимаю с полки наугад любую картину Куросавы, проматываю на видике
где-то до середины и смотрю. С первой секунды - ощущение правды. И почти сразу
приходит решение, как снимать. Вот так же - он сам
пишет об этом - Бергман открывает наобум Чехова. Не утверждаю, что он
внимательно его читает и перечитывает. Просто открывает на первой попавшейся
странице. Что у него берет? Камертон. А с ним и понимание, как делать свой
фильм. Главное, что
заимствуешь у великих, - их смелость. Когда чего-то не знаешь, заходишь в
тупик, робеешь. А великие словно говорят: «Не бойся, мальчик! Лети! Не
упадешь!» «Ася Клячина» внешне,
по стилистике навеяна, скорее, французской «новой волной», но по духу, по
мироощущению картина феллиниевская. Все, кто на экране, - немножко монстры.
Героиня -беременная хромая святая, горбун-председатель, беспалый бригадир,
рассказывающий о своей жизни. К этому прикладывался еще и Бюнюэль - правда,
следов этого влияния в картине не осталось: все шедшее от него пришлось
вырезать. Встающего из гроба старика, парящую над кроватью женщину, увиденную в
«Лос Ольвидадос» и потом перекочевавшую к Тарковскому, все, что делалось из
желания сюрреалистической сказки. Желания не осуществившегося. На сдаче картины в
Главке подошел Ермаш в мятом сером цековском пиджаке, он тогда заведовал
сектором кино 47 в ЦК КПСС. Обнял,
поздравил, говорил, насколько это добрее, светлее, чем «Первый учитель».
Казалось, счастье не за горами. Через три недели грянул гром: картину запретили.
Да еще с каким треском! До того как стать
председателем Госкино СССР, Романов был главным редактором газеты «Горьковская
правда», в Москву его перевели из Горького. Он был маленький, толстенький -
вполне заурядный партийный функционер, с бабьим лицом. Работа у тех, кто сидел
в его кресле и до него, и после, была незавидной - все время надо было лгать,
выкручиваться, выполняя нелепейшие поправки членов Политбюро, удостоивших
своего просмотра тот или иной фильм. Как известно, было две области, в которых
понимали все, - кино и сельское хозяйство. |