Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Нужны неактеры.
Отправили ассистентов по городам и весям искать подходящих людей. Но стоило и
подстраховаться на случай осечки. Пригласили Ию Саввину - я до того с ней не
был знаком. Говорю: - Ия, разговор
начистоту. Если найдем неактрису, мы вас не снимаем. Не найдем - мне бы очень
хотелось, чтобы Асей были вы. Она отнеслась с
пониманием. Уехали искать неактеров.
Ездили по деревням, смотрели самодеятельность. Находки случались совершенно неожиданные. В Суздале смотрели в
клубе самодеятельных актеров, те что-то изображали на сцене, вдруг откуда-то из
угла сверху - голос: - Херня! Я лучше
могу! 38 В углу на стремянке
стоял электрик, вворачивал лампочки. - А ты спускайся,
покажись. Он спустился. Я спросил: - Ну, что покажешь? - А что хочешь? - Ну, вот я тебе
должен три рубля, а не отдаю. Что сделаешь? Он тут же схватил
меня за ворот так, что я сразу ему поверил. И утвердил на роль, еще не ведая,
какое богатство приобрел для картины. Звали его Геннадий Егорычев. Как артист
Гена оказался замечательно органичным. И как человек - совершенно
неповторимым. Пока мы снимали, не пропустил ни одной деревенской молодухи,
дважды женился - баб в деревне много, мужиков мало. Оба раза гулял свадьбы,
гудел на всю деревню. Уже после утверждения на роль я обнаружил у Гены на груди
татуировки Ленина и Сталина и просто пришел в восторг - этого бы я никогда не
придумал. Мало-помалу
находились прекрасные исполнители-не-актеры, но на роль Аси неактрису найти так
и не удалось. Я пришел к Ие. Стали снимать пробы -
пробовали много, ей самой это было интересно. По ходу проб возникла мысль
провоцировать актрису прямо в кадре, в момент съемки. У нее уже была
срепетированная мизансцена, а я внезапно, из-за камеры, говорил: - Ась, поди к двери.
Или вдруг спрашивал: - Ася, где соль? - Да там, сам возьми,
- отвечала она и продолжала игру. Эти неожиданные
«подсказки», которые я ей подбрасывал, оказывали возбуждающее действие и на
актрису, и на меня самого. Появился азарт, стало интересно работать. Видно
было, что Саввина реагирует быстро и с удовольствием. Метод ей интересен, надо
будет им в дальнейшем воспользоваться. 39 Работала она истово,
но характер — не сахар! С какими-то Достоевскими вывертами, хотя, может быть,
это мне казалось. Пока кто-то на площадке не плачет, она несчастлива,
настроение ужасное. Как только кто-то на площадке зарыдал — лучше всего, если
режиссер, — все нормально. Она тут же ангел. Нежна и тиха. Можно работать. Но
до этого момента кровью харкаешь. Мне очень хотелось
запечатлеть на пленку неприхотливое течение жизни. В то время мы с Андреем
Тарковским много думали о принципах изложения сюжета. Нельзя ли просто хроникально
зафиксировать жизнь человека в каждый момент его жизни, ничего не отбирая, а
потом смонтировать, отжав все неинтересное на монтажном столе? Тарковский был
очень увлечен этой идеей. Мне она тоже была интересна, хотелось попробовать
просто создать жизнь. |