Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я не понимал, что
происходит. Меня как обухом по голове ударили. Говорили, что надо вырезать то
и это, убрать кадр с голой женщиной, - я отказался от любых поправок. Председателем
Киргизского кинокомитета был тогда замечательный человек - Шершен Усубалиев, он
за меня заступился, очень сильно рисковал, мог остаться без места (что и
случилось, но уже позднее). Он стоял на том, что картина хорошая, выпускать ее
необходимо. Естественно, он понимал, что может рассчитывать на поддержку Чингиза
Айтматова, а это в республике весило совсем немало. И в то же время однофамилец
Шершена в киргизском ЦК яростно картину не принимал. 36 Айтматов пошел в ЦК
КПСС, к Суслову. К тому уже пришло из Фрунзе (ныне Бишкек) письмо о идейно
порочной картине, показывающей киргизов диким, нецивилизованным народом. - Мы вас в обиду не
дадим, - сказал Айтматову Суслов. -Если ЦК Киргизии думает, что киргизы не были
дикими, то, выходит, и революцию не надо было бы делать? Картину разрешили к
показу. На это ушел год. «Первый учитель» поехал
на фестиваль в Венецию. Я сидел в зале, смотрел подряд все фестивальные
картины. Отношение к соперникам за призы было снисходительное. Трюффо,
«Фаренгейт 451»? Слабо, ничего не получит. Роже Вадим, «Барбарелла»? Кошмар,
все мимо. Софи Лорен в «Браке по-итальянски» де Сики? Куда им до моей картины! После первого
итогового заседания ко мне подошел чешский режиссер Войтех Ясный и
заговорщицки прошептал, оглядываясь по сторонам: - Поздравляю. Наташе
дали «Кубок Вольпи». На следующий день
жюри должно было решать судьбу Главного приза. «Елки-палки! -
подумал я. - Выходит, мне дают сразу две премии - «Золотого льва» и «Кубок
Вольпи»!» Проклятая
самоуверенность! «Льва» получила «Битва за Алжир» - единственная лента, которую
я, не помню уж по какой причине, пропустил. «АСЯ
КЛЯЧИНА»
В Венецию я уезжал со
съемок «Аси Клячиной». Родилась эта картина так. Еще когда я готовился снимать
«Первого учителя», ко мне пришел Юра Клепиков, учившийся на Высших сценарных
курсах. - Андрон! - сказал
он. - Я хотел бы, чтобы ты поставил этот сценарий. Назывался сценарий
«Год спокойного солнца». 37 - А с чего ты решил,
что я хорошо его поставлю? Я ж еще ничего не снял! «Мальчик и голубь»
был как бы не в счет. - Не знаю. Я прочитал
«Андрея Рублева» и решил, что это тебе будет интересно. Я прочитал сценарий,
сказал: - Хорошо. Готов
ставить. Но я еще не начал «Первого учителя». Тебе придется долго ждать. - Сколько? - Года два, наверное. - Хорошо, буду ждать. Это меня поразило.
Чтобы сценарист на такое соглашался!.. Сценарий мне нравился:
за ним виделась обаятельная, нежная картина - история любви. Но когда дошло до
выбора актеров, обнаружилось, что роли словно заранее расписаны - эта для
Мордюковой, эта для Рыбникова. Был в сценарии и свой дед Щукарь, и свой дед
Мазай. Я понял, что, если буду снимать профессионалов, не преодолею штампа,
примелькавшегося «киноколхоза». И мне снимать будет неинтересно, и зрителю -
неинтересно смотреть. |