Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В «Первом учителе» я
рисовал мизансцены, делал разработки на тему «Герой и толпа», прослеживая все
этапы их взаимоотношений, назревание и разрешение их конфликта начиная с
момента прихода героя в аил - вплоть до самого финала. Я исследовал этот
конфликт, выстраивая для себя его траекторию, продумывая каждый кадр. В «Асе
Клячиной» принцип работы был в корне иным: все прежнее я откинул. Меня
интересовало только одно - создать ощущение жизни и зафиксировать его на
пленке. О мизансцене, о композиции кадра совершенно не думал. В «Первом
учителе» я постоянно подходил к камере, почти каждый кадр проверял сам. В «Асе»
я в глазок почти не заглядывал, сегодня не заглядываю вообще. Композиция, мне
кажется, мало влияет на восприятие. Очень скоро я почувствовал,
что непрофессионала нельзя снимать одной камерой. Когда камера рядом с
исполнителем, он ее чувствует, невольно начинает фальшивить. Если поставить
его к камере боком, он все равно извернется в ее сторону, так и будет играть с
перекрученной Шеей. А уж если попытаешься поставить его к ней спиной -Эуг же
обида: «Почему меня спиной, а его лицом?» 40 А если стоят две
камеры на прострел сцены, непрофессионал не знает, материал которой войдет в
картину. Три камеры - он еще свободнее. Подсознание уже вообще не работает на
точку, откуда идет съемка. Возникает как бы четвертая стена, мечта
Станиславского. Актер должен забыть о камере, если, конечно, это не камера
Феллини. «Асю» мы снимали с
двух, временами - с трех камер. Иногда вторую камеру ставили для чистой
видимости, к ней - осветителя, в технике ни черта не понимавшего, просто
велели с деловым видом смотреть в глазок. Но необходимый эффект эта
«лжекамера» производила - нейтрализовала гипноз основной камеры. Камеры
запускали без команды, без щелканья хлопушкой. Ощущение риска не
покидало все время работы. Хотелось ощущения правды, стихийности,
подсмотренной живой жизни. Снималась сцена
проводов в армию. Собрали массовку человек в двести крестьян, выставили два
ящика водки. Пошло гулянье - пляски, частушки. При этом люди прекрасно
понимали, что не просто гуляют и выпивают - идет съемка. Нашелся, правда, один
тракторист, забывший обо всем, кроме зелья, - он потом так заехал со своим
трактором в овраг, что пришлось его вытаскивать краном. Но в принципе это была
игра, нами организованная, направляемая по нужному нам руслу. Алкоголь помогал
человеку внутренне раскрепоститься, помогал получать от игры удовольствие. В момент съемки
операторов я вообще не видел, носился в толпе, одетый в ватник и рваную ушанку;
они снимали без всякой моей подсказки. Один сидел высоко - на операторском
кране, другой вместе с камерой был скрыт за брезентом грузовика. Снятое ими я
увидел лишь спустя много дней, когда материал вышел из проявки. |