Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
314 в Екатеринбурге книг
были сочинения отца Сергея Булгакова, Александра Меня, Шмемона, Соловьева. Да,
эти люди толковали христианство нетрадиционно, но они помогали людям понять
Бога, а не догму. Грустно смотреть, как у духовных лиц скучнеют и опускаются
долу глаза, когда говоришь что-то, противоречащее их догме. С этого момента ты
для них враг. В России на этом разговор кончается. Один неглупый человек
сказал в прошлом веке: люди выстраивают между религиями стены, которые не могут
достать до Бога, ибо Бог, который наверху, неделим. Он смотрит на эти стены и
улыбается... Мне закрадывается в
голову еретическая мысль. Когда мы говорим о братстве, взаимопонимании между
народами, единении человечества, о котором мечтали творцы утопий, христиане,
коммунисты, артисты, музыканты, Джон Леннон и Людвиг ван Бетховен в 9-й
симфонии, что мы имеем в виду под всем этим? Что может объединить людей, если
интерпретация - хочу подчеркнуть: интерпретация Божественной истины - у разных
конфессий становится основой для уничтожения, подавления, вражды? Разве не
является единственным спасением, во всяком случае, реальным выходом попытка
примирения разных конфессий? Я говорю о подлинном примирении - не о благочинном
сидении за круглым столом, а полной, от сердца идущей терпимости друг к другу. В общем-то
воинствующих конфессий не так много: в христианстве - православные, в исламе -
шииты (но не суфиты и не сунниты), в иудаизме - хасиды. Эти три конфессии с
точки зрения геополитической конфронтируют в той части мира, которая есть не
только постоянный источник напряжения, но тлеющий очаг, из которого совсем внезапно
может вспыхнуть термоядерная катастрофа. С концом холодной
войны мировая политика вошла в новую фазу. Основные источники конфликта будут
уже не идеологические и, скорее всего, даже не экономические. Думаю, они будут
культурные. Конфликт культур - это, в 315 сути своей, конфликт
разных мировоззрений, формирующихся, в первую очередь, религиозными идеалами.
Не обязательно дело придет к мировой войне - опыт двух мировых войн вполне
достаточен, чтобы понять бессмысленность третьей, - но ядерная катастрофа
возможна вполне. Увы, в наступающем
веке - я говорил об этом в предыдущей книге - могут стать повседневностью
религиозные, расовые и племенные войны. Это видно уже и сейчас: нынешний век
есть предвестие века завтрашнего. В Югославии мусульмане с невероятной
жестокостью убивают православных, православные с не меньшей жестокостью и варварством
истребляют мусульман. XXI век уже не
впереди. Мы уже живем в нем. Мы уже свидетели всех его главных проблем. Мы
просто еще не знаем, как и в какую сторону они будут разрастаться. Не вся жестокость в
мире творится во имя Бога, но, как ни печально, большая ее часть. Речь не
только о конфликте между христианами и мусульманами, не менее опасен и
конфликт между христианами православной, западнокатолической и протестантской
ветвей. Всюду следы культурно-религиозных конфронтации. |