Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Стратеги, думающие о
будущем мира, на мой взгляд, гораздо большее внимание должны уделять
возможности возникновения войн между цивилизациями, а не идеологиями. Эти
главные цивилизации - католическо-протестантская, то есть западная,
конфуцианская, или китайская, японская, исламская, индуистская,
славянско-православная, латиноамериканская и африканская. Конфликты между
этими цивилизациями могут разрастаться до военных. У разных цивилизаций
разные приоритеты касательно отношений гражданина и государства, прав и
обязанностей, ответственности, свободы, авторитета, равноправия и иерархии.
Различия в приоритетах определяют в конечном счете и основополагающее различие
в отношении Цены Человеческой Жизни. В мире она чрезвычайно разнится. Когда
Запад пытается учить Китай соблюдению прав 316 человека, то,
наверное, Цзян Цзэминь понимает, что хотят внушить ему западные партнеры, но
про себя, возможно, думает: «Цена-то человеческой жизни у моего народа
другая». Не получится просто перевесить бирки - цену устанавливает сознание
нации. Все эти понятия
гораздо более фундаментальны, гораздо более влиятельны как вектор развития
культур и даже экономических структур, чем различия в идеологиях и политических
режимах. Религиозные убеждения могут оказаться самым серьезным препятствием
для взаимопонимания с иными культурами. Чтобы предупредить
возможные войны, нужен поиск возможно более глубокого понимания между
противостоящими фундаментальными религиями. От того, насколько цивилизации
смогут между собой взаимодействовать, зависит будущее человечества. Война не неизбежна, и
все же, чтобы снизить ее опасность, ведущие религии должны делать упор не на
то, что разделяет их между собой, а на то, что может объединять. Прежде всего
это касается иудаизма, христианства и ислама - трех столпов духовного
самосознания человечества. У них особая ответственность за мир на планете. Три
эти религии могут найти общность в том, что все они чтят Авраама как своего
прародителя. Не случайно имя его означает в переводе «Отец множества народов».
«Благословятся в тебе все племена земные», - обращается к нему Бог в Писании.
Понятно, что те религиозные лидеры, которые решатся перейти от эксклюзивизма,
самоизоляции, утверждения своей религии как единственно истинной к взаимопониманию
с другими религиями, к чувству взаимной ответственности и солидарности всех
религии, сделают шаг революционный. Первых подвижников на этой стезе ожидает
ненависть фанатиков и весьма реальная опасность быть убитыми. И все же понимание
Авраама как отца иудейства, христианства и мусульманства помогает нам
осознать, что все 317 три религии рождены
одной. Он не укладывается ни в одну из них, ни во все три, вместе взятые.
Авраам не иудей, не христианин, не исламист, он просто человек, доверивший себя
Богу, и в этом для нас пример. Дух Авраама есть выражение безусловного доверия
Богу. |