Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Стратеги, думающие о будущем мира, на мой взгляд, гораздо большее внимание должны уделять возможности возникновения войн между цивилизациями, а не идеоло­гиями. Эти главные цивилизации - католическо-протестантская, то есть западная, конфуцианская, или китайская, японская, исламская, индуистская, славянско-православная, латиноамериканская и африканская. Конфликты меж­ду этими цивилизациями могут разрастаться до военных.

У разных цивилизаций разные приоритеты касательно отношений гражданина и государства, прав и обязаннос­тей, ответственности, свободы, авторитета, равноправия и иерархии. Различия в приоритетах определяют в конеч­ном счете и основополагающее различие в отношении Цены Человеческой Жизни. В мире она чрезвычайно раз­нится. Когда Запад пытается учить Китай соблюдению прав

316

человека, то, наверное, Цзян Цзэминь понимает, что хо­тят внушить ему западные партнеры, но про себя, возмож­но, думает: «Цена-то человеческой жизни у моего народа другая». Не получится просто перевесить бирки - цену устанавливает сознание нации.

Все эти понятия гораздо более фундаментальны, гораз­до более влиятельны как вектор развития культур и даже экономических структур, чем различия в идеологиях и по­литических режимах. Религиозные убеждения могут ока­заться самым серьезным препятствием для взаимопони­мания с иными культурами.

Чтобы предупредить возможные войны, нужен поиск возможно более глубокого понимания между противосто­ящими фундаментальными религиями. От того, насколь­ко цивилизации смогут между собой взаимодействовать, зависит будущее человечества.

Война не неизбежна, и все же, чтобы снизить ее опас­ность, ведущие религии должны делать упор не на то, что разделяет их между собой, а на то, что может объединять. Прежде всего это касается иудаизма, христианства и исла­ма - трех столпов духовного самосознания человечества. У них особая ответственность за мир на планете. Три эти религии могут найти общность в том, что все они чтят Авраама как своего прародителя. Не случайно имя его озна­чает в переводе «Отец множества народов». «Благословят­ся в тебе все племена земные», - обращается к нему Бог в Писании. Понятно, что те религиозные лидеры, которые решатся перейти от эксклюзивизма, самоизоляции, утвер­ждения своей религии как единственно истинной к взаи­мопониманию с другими религиями, к чувству взаимной ответственности и солидарности всех религии, сделают шаг революционный. Первых подвижников на этой стезе ожи­дает ненависть фанатиков и весьма реальная опасность быть убитыми.

И все же понимание Авраама как отца иудейства, хрис­тианства и мусульманства помогает нам осознать, что все

317

три религии рождены одной. Он не укладывается ни в одну из них, ни во все три, вместе взятые. Авраам не иудей, не христианин, не исламист, он просто человек, доверивший себя Богу, и в этом для нас пример. Дух Авраама есть выра­жение безусловного доверия Богу.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz