Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Меня огорчает тот
факт, что нации, исповедующие православие, идут к демократии с гораздо
большими потерями, чем нации, исповедующие дзен-буддизм или протестантизм.
Недавно я прочитал статью о Греции, уровень коррупции там почти как у нас. На
деньги, приходящие от Европейского сообщества для целей развития, открывают ночные
клубы. Об уровне коррупции в России и говорить нечего: мы стоим на третьем
месте после Колумбии и Заира. Сопоставляя страны по
уровню их успехов в экономике и демократических преобразованиях, невольно
убеждаешься, что страны с доминирующим православным вероисповеданием
находятся явно не в лидерах списка. Чем это объяснить? Тем ли, что люди,
исповедующие православие, эмоционально гораздо менее управляемы, чем люди иных
ветвей христианства или иных религий? Рацио у них не контролирует эмоцию,
чувство сильнее мысли. По эмоциональному складу русские и вообще православные
намного ближе мусульманам, чем, к примеру, эстонцам. 313 Или все дело в том,
что в православии человек — раб Божий? Рабство избавляет от ответственности,
прежде всего -перед самим собой. Какая ответственность у раба? Вся ответственность
у господина... В католичестве и протестантстве чувство ответственности
индивида несравненно выше... И все же, наверное, дело не в религии, как
таковой, а в культуре. Где-то в июне 1998
года в телевизионных новостях был показан сюжет о том, что в Екатеринбурге по
приказу духовного наставника православного училища были сожжены небогоутодные
книги. Духовное лицо пояснило, что эти, не получившие благословения церкви
книги вредоносны и потому уничтожены справедливо. Мне жаль этого духовного
наставника. Он слаб в своей вере. Он не надеется на силу идеи, которую
проповедует. Словно бы он вычеркнул из своей памяти слова Евангелия: «И видя ученики его
сказали: Господи! Хочешь ли, чтобы мы попросили и огонь сошел с неба и
истребил их, как Илия сделал? Но он, обратившись к
ним, запретил им и сказал: Не знаете, какого вы духа: ибо сын человеческий
пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лука 9. 54). Предание сожжению
чего-либо - акт ритуальный, не только уничтожающий объект, как таковой, но
публично утверждающий это как акт высшей правоты. Это, увы, наводит меня на
печальное размышление: в конце второго тысячелетия христианства в кругах
духовенства разных религий до сих пор еще распространена иллюзия, что возможно
утверждение одной из существующих интерпретаций Божества при помощи силы. Сила идеи, и тем
более религиозной, - не в страхе. Христос дорожил лишь теми, кто добровольно
пришел к нему. Наличие некоего идеологического, философского или религиозного
соблазна, от которого человек старается убежать, означает, что он не слишком в
свою идею верит либо боится, что вера его не слишком убедительна. Среди
сожженных |