Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
299 Сквозная тема города
- защита. Город - это то, что защищает. Город - это «ограда». Огораживается от
кого? От внешнего врага. Защищает кого? В первую очередь детей. Дети - это
будущее, жизнь нации. Появилась идея: строительство города. Появилась идея:
внешний враг. И когда мы задумались, как выразить образ врага в наиболее простой,
зримой форме, возник этот, ныне уже знаменитый Змей-Дракон. Идея прекрасная:
персонаж виден с любого расстояния, хоть с трехсот метров. А как
герой-протагонист действия был взят русский Иван. Его сыграл очень хороший мим
Кася (Станислав Варкки), с очень выразительной пластикой: видно все и из сто
десятого ряда, вся артикуляция и рисунок роли - клоунские, широкие. Сначала
мы думали позвать Славу Полунина, но потом поняли, что роль не для него. Вся
его эстетика строится на очень интимных жестах и мимике: дальше чем из двадцатого
ряда ничего не увидишь - все пропадет. Поскольку концерт
посвящался очень торжественной дате, надо было на нить конфликта двух символов
нанизать абсолютно разные фрагменты - религиозные (ибо религия - основа
русской культуры), классические (классика - иллюстрация движения истории и
манифестация русской культуры) и, естественно, фольклор, грубый, низкий, тот
самый, которому место на площади. Или в цирке. Соединить цирк с
храмом многим показалось дикостью. Мне - первому. Как в одном действе может
быть, с одной стороны, цирк, лубок и какой-то дракон, а с другой - церковная
музыка, с хорами, иконами, духовными ликами? Но потом я подумал, что есть
внутренняя логика чувства и действия, ты улавливаешь, в какую сторону она
движется, произрастает, и строишь дальше, опираясь на эту логику. Соединение цирка,
консерватории и храма, мне думается, несло в себе наибольший риск, было самым
большим вызовом любым устоявшимся канонам. Как ни странно, все получилось.
Получилось, я думаю, потому, что в основе всего было чувство. 300 И все равно, даже
если и были в действе элементы духовности, в главном это был цирк. Может, не в
чистом виде, но та его часть, которая в условных символах, не стесняясь
представляться, рассказывает жизнь человеческой души. Любая клоунада - это
жизнь человеческой души. В чистом виде клоун - это и есть человек, потому что
он - ребенок. Главным героем нашей истории был Иванушка, часто называемый
Иванушка-дурачок. Конечно, он выражение детского сознания, детских реакций,
детской чистоты. В конечном счете он всегда выходит победителем. К постановке этого
спектакля, помимо английского художника-постановщика и английских технических
специалистов, выполнявших его замыслы, были привлечены очень профессиональные
люди из России: продюсер Давид Яковлевич Смелянский, высокий профессионал в области
театра, режиссер Валя Гнеушев, яркая фигура среди мастеров цирка, хореографы
Алла Сигалова, Наталия Касаткина и Владимир Василев, звезды - Валерий Гергиев,
Евгений Кисин, Юрий Башмет, Никита Михалков, Иосиф Кобзон и Муслим Магомаев,
замечательный Борис Базу-ров с фольклорными ансамблями, в том числе и остатки
ансамбля Покровского в лице Иры и Даши Бразговки (о них чуть позже). |